Найти тему
Ника и музеи

Почему художник Эдгар Дега изображал именно балерин

"Только в движении человек проявляет себя" - говорил Дега, и это стало основой его творчества.

Чтобы ощутить весь смысл, который вкладывал в свои картины Дега прочтите эту статью полностью. Самые знаменитые его картины будут разобраны в самом конце.

Голубые танцовщицы, 1898 год
Голубые танцовщицы, 1898 год

Эдгар Дега (1834-1917) - французский художник, один из основоположников и ключевых фигур импрессионизма. Он был великолепно образован, прекрасно знал основы академической живописи и даже однажды, поспорив со смотрителем Лувра, за одну ночь настолько точно скопировал работу Ганса Гольбейна, что когда он принес две работы смотрителю и попросил опознать оригинал, тот указал на работу Дега.

На мой взгляд он был великим интерпретатором, его взгляд был настолько цепок на фиксирование момента, что даже не верится, что он никогда не писал с натуры.

Импрессионизм основывался на пленерной живописи, но Дега считал что на улице нет места холстам и краскам и пленер использовал скорее в качестве площадки для наблюдения. Безусловно такой подход был связан с тем, что изменения природы, цвета и света волновали его не так, как люди. И если Моне был одержим передачей свето и цвето передачей, то Дега был увлечен грацией людей, по большей части женщин.

Как я уже говорила он не писал с натуры, он наблюдал за людьми, а потом по памяти воспроизводил их движения, позы, выражения лиц и положения в пространстве у себя в мастерской.

Можете ли вы представить этот высочайший уровень наблюдательности? Ведь в его картинах нет ни намека на искусственность, все настолько гармонично и естественно, что сложно вообще поверить что такое можно изобразить по памяти.

Что же касается танцовщиц, почему Дега так нравилось их изображать?

На самом деле стоит отметить, что он тяготел не только к танцовщицам, его увлекало любое женское занятие, которым они были заняты непринужденно, обыденно, без напряжения.

У Дега есть прекрасные серии работ купальщицы, гладильщицы, прачки расчесывающиеся женщины.

Вы только посмотрите, они изображал обычных женщин, в обычных позах, за обычными занятиями: одна очищает дно таза после купания, вторая расчесывает волосы, наклонившись для своего собственного удобства, а третья зевает, пока другая женщина усердно гладит белье.

Эти естественные, подсмотренные картинки наполнены любовью и восхищением женщиной, ее естественной грацией. Этими полотнами он говорит нам - женщина прекрасна в любом своем занятии, а не только в образе Венеры чинно возлежащей на шелках.

И все таки вернемся к балеринам, которых Дега обожал

Балетная серия Дега имела феноменальный успех у зрителей, потому что жизнь танцовщиц еще никогда не была передана так ярко и грациозно. Все кто писали балет до Дега либо изображали стройные ряды танцовщиц на выступлении, либо признанных звезд балета в изящных, но не естественных позах.

Дега же редко изображал выступления, его внимание было приковано к танцевальным классам, фойе, поведению этих прекрасных, грациозных и хрупких девушек во время репетиций, где каждая была сосредоточена на себе.

Композиции, которые он выстаивал на картинах, были созданы по канонам импрессионизма - много маленьких, не связанных между собой сюжетов. Все как в жизни, где даже находясь среди людей мы существуем отдельно от них.

Танцевальный класс, 1874 год
Танцевальный класс, 1874 год

На этой картине явно изображен перерыв в репетиции. Каждая из танцовщиц занята своим делом вплоть до того момента, пока этот старый и уважаемый господин не ударит своей палкой о пол, чтоб привлечь их внимание и оповестить об окончании перерыва.

Обратите внимание, что Дега совершенно не боялся обрезать часть людей. Танцовщица в самом верху картины - мы видим только половину ее тела. Это было недопустимо в академической живописи и над Дега еще долго посмеивались за его "обрезаных" моделей.

У картины есть определенная музыка, ритм. Вертикальный, который создают палка в руках старика, угол комнаты, зеркало, стыки на стене и завершает ритм пюпитр. И диагональные, на которых построена картина, эта вереница легких, воздушных балетных пачек, которая пересекает картину по диагонали. Все это создает впечатление динамики, все движется и мы видим и чувствуем это в своем воображении.

Еще Дега очень любил изображать зевающих, что-то поправляющих, завязывающих пуанты балерин.

Выход балерин в масках, 1882 год
Выход балерин в масках, 1882 год

Это придавало им естественности и особого очарования.

Пожалуй самая знаменитая работа Дега Голубые танцовщицы, которая кстати находится в собрании Пушкинского музея, и представлена в галерее искусств Европы и Америки в Москве.

-5

Ведутся споры что конкретно изображено на картине. Кто то считает что это танец, кто-то - что они готовятся начать, что-то поправляют, потому что одна из балерин даже можно сказать не попала в кадр потому что нагнулась. Кто-то считает что это одна и та же танцовщица, изображенная в движении. Но по большому счету нас это особо не волнует.

Он создал нечто удивительно гармоничное, динамичное и заполнил это мерцающим светом.

Удивительно сильная, сцепленная композиционно работа. Движения рук, положения тел. Эта динамика так притягивает и приковывает взгляд, от нее действительно не возможно оторваться.

Очень рекомендую сходить и по посмотреть на нее в живую, это действительно одна из жемчужин Пушкинского музея.

А теперь я пожалуй отвечу на вопрос, точнее не него ответит сам Дега, почему же он так любил писать балет:

"Балерины для меня были всего лишь возможностью изображать удивительные ткани и движение" - говорил Дега


Пожалуй теперь мы с вами знаем что именно притягивало Дега, что проходило красной нитью в его творчестве.

Дега считал, что только движение раскрывает суть вещей, что неподвижный объект является только объектом, к которому нельзя применить никаких характеристик. И был безусловно прав: попробуйте провести эксперимент: составить свое впечатление о человеке по фото, а потом посмотреть на него в реальной жизни и движении и сравнить свои впечатления.

Уверяю вас, вы будете удивлены!

Ставьте 👍👍 и напишите мне в комментариях близок ли вам подход Дега и понравились ли вам картины изображающие женщин не только в танце, но и в других обыденных действиях?

А еще я написала статью о том, кто такие художники Мане и Моне и почему их постоянно путают, после ее прочтения вы точно будете знать кто есть кто!( нажать чтобы прочитать)

5 самых известных картин художника Эдуарда Мане с разбором(нажать чтобы прочитать)

5 самых значимых работ Клода МОНЕ, по которым можно понять импрессионизм (нажать чтобы прочитать)

Ну а если Вы хотите знать какие еще интересные выставки проходят в Москве подписывайтесь на мой канал (нажать чтобы подписаться)

Совсем скоро я расскажу где можно увидеть Гогена, Мане, Ренуара и других известных художников не выезжая за пределы Москвы, следите за обновлениями.