Традиционно в России, я всегда называла "сырную седмицу" по другому - масленица.
А когда переехала в деревню в Калужской области, то поняла, что местные называют этот праздник несколько иначе. Стало интересно, расспросила тетю Таню.
Она рассказала, что Масленица это на самом деле языческий праздник, и зародился очень давно. И праздник этот ранее считался грустным, потому что посвящен был поминанию усопших, для чего пеклись блины и сжигалось чучело.
А в народные гулянья "масленица" превратилась из-за нрава русского народа, который любил веселится и стал именовать масленицу как поклонение солнцу, такой своеобразный праздник солнца получился
С удивлением узнала, что в церковный праздник масленица не занесена, но есть такое понятие как "Сыропустная", на Руси говорили - "Сырная седмица" .
То есть под влиянием палестинских иноков, которые перед Пасхой больше месяца проводили в пустыне в полнейшем одиночестве, без понимания вернется ли монах обратно, появился обычай праздновать масленицу или сырную седмицу.
Такие монахи перед уходом, опасаясь, что они могут не вернуться к родным, просили прощения у близких и говорили ласковые слова, что впоследствии появилось Прощенное Воскресенье.
Обычно "масленицу" (она же сырная седмица) отмечают в конце февраля начало марта. Точной даты нет, она плавающая и зависит напрямую от начала Великого Поста. Но всегда неизменным остаются семь дней, каждый из которых несет в себе определенные поверья:
В понедельник , как правило, в нашей деревеньке со слов "завсегдатых" жителей, именовали днем встречи "масленицы", в этот день делалось"чучело Зимы", которое одевали, почему-то, в женскую одежду, и раньше, по нашей деревне жители катались на санях (когда люди еще жили в чуть большем количестве нежели сейчас). Потом тетя Таня говорила, что чучело в нашей деревне всегда устанавливали на высоком холме, с которого дети катались на санках, его было видно всем.
Во вторник в нашей глухой деревне начинались так называемые "гулянья" - люди наряжались в русские народные костюмы, которые были в каждом доме, и танцевали около чучела всей деревней
Среду называли "лакомка", потому что каждая хозяйка накрывала стол с вкуснейшими домашними блинами, вареньем и молоком, у некоторых еще сохранился самовар, в котором готовили чай
Четверг символизировал "разгул страстей" (это цитата тети Тани) именно в этот день проходили так называемые "кулачные бои", где мужчины соревновались кто "круче", это такая, как я понимаю, воинская состязательно-игровая традиция раньше была, не злая, а больше развлекательная, никто никого не калечил в таких боях, все было "шуточно".
Пятница считалась семейным днем, когда зятья приглашали тещу на блины, чтобы (внимание!!!) она напекла угощение! Я даже не знала что такое было вообще! Тетя Таня говорила, что по ее молодости в пятничный день именовали как "целовальник", когда любой юноша мог войти в дом к молодой девушке и поцеловать ее. Интересный такой обычай))
Суббота, со слов деревенских жителей являлась "посиделками", когда невестки приглашали гостей и кормили своей стряпней.
И только в воскресенье было торжественное сжигание "чучела Зимы", когда люди просили друг у друга прощения, затем посещали кладбище с усопшими.
А я, такая "дурында", живя в городе представляла себе этот праздник как "напекли блинов и устроили в городских парках гулянья". А на самом деле если вдаваться в историю, то "сырная седмица"(масленица) была важна для монахов, которые , по большей степени, уединялись. Такие вот дела.
В 2020 году масленица пришлась на неделю с 24 февраля по 01 марта. Я пекла блины только в воскресенье 1 марта, на неделе ничего такого не делала особенного. Ездила в ближайший город, в целом, конечно, праздник для детей с песнями и плясками, но довольно весело и интересно.
Всем добра!
Другие статьи на канале
Деревенский житель не выгоден?
Если вам нравится деревенская жизнь, но вы боитесь переехать. Добро пожаловать на мой канал. Тут я расскажу о том, как мне живется. И если кто-то, глядя на меня вдруг решит, что хочет переехать, значит я не зря создала свой канал.