Найти в Дзене
Галина Мацкевич

Спящая балерина Серебряного века

Продолжая тему русских сезонов Дягилева, хочется вспомнить известные в то время, но сейчас, к сожалению, забытые имена. Все помнят выдающихся балерин и танцоров того времени- А. Павлова, Т. Карсавина, В. Нижинский, С. Лифарь. Эти имена до сих пор у нас на слуху, но были и другие не менее известные, о которых сейчас помнят только знатоки балетного искусства.

И среди таких имён - имя блестящей балерины Ольга Спесивцева, всю свою жизнь посвятившая балету.

«В мире появилось яблоко ,его разрезали надвое:

Одна половина стала Павловой , вторая - Спесивцевой.

Но вторая ближе к солнцу».

Такую высокую оценку дал Спесивцевой, как балерине, известный итальянский педагог классического танца Э. Чеккетти, увидев однажды выступление Ольги. Он был поражён ее танцем: она просто порхала по сцене, как легкое облачко.

Вот и давайте вспомним эту легенду русского балета Серебряного века.

На ее долю выпали тяжелые испытания: вначале ее носили на руках , а потом на 20 лет забыли в сумасшедшем доме. Но все по порядку. Жизнь не баловала ее. После смерти отца оказалась в приюте, потом балетное училище и сразу принята в Мариинский театр. Карьеру ее можно назвать стремительной. Слава к ней пришла в 1913 году с партии в балете « Жизель». Ольга готовясь к роли Жизели, стремилась почувствовать состояние героини, которую несчастная любовь приводит к безумию и смерти. Для этого она ходила в психиатрическую клинику, наблюдала жизнь больных- так она вживалась в роль. Надо отметить, что эта роль отражала ее внутреннее состояние. Премьера прошла с успехом. Кто видел ее выступление в Мариинке отмечали, что ничего подобного ранее им видеть не случалось. Впервые в истории театра, весь партер встал и затаив дыхание, следил за невиданным зрелищем на сцене. Люди массово плакали - такого Мариинка ещё никогда не видела. Образ Жизели стал роковым для душевного здоровья танцовщицы. Трагедия Жизели будет преследовать всю ее жизнь. Этот балет станет ее пленом.

-2

Это хрупкое нежное создание мечтало о любви, как у Жизели, но такой любви - увы, ей испытать не удалось. Поклонников у не было множество и замужем она побывала несколько раз , но счастливой не была. По-моему все дело в том , что жила она в своём замкнутом внутреннем мире фантазий. Тихая, молчаливая и очень ранимая. В народе про таких говорят - не от мира сего.

С детства Ольга не отличалась крепким здоровьем, к тому же сырой петербургский климат добил ее: она заработала туберкулёз. А тут революция произошла: холод, недоедание; какое уж тут лечение. На фоне этого стали проявляться симптомы психического расстройства. С годами болезнь только усугублялась. От смерти ее спас Борис Каплун, став ее гражданским мужем.

Персонаж очень интересный. Б. Каплун был племянником М. Урицкого и другом Г. Зиновьева. Это родство и знакомство помогло сделать ему революционную карьеру. Под его контролем был открыт первый крематорий на Васильевском Остраве и морг. Так вот говорят на открытие этих заведений он брал с собой возлюбленную, показывал покойников. Вообще зрелище не для слабонервных, а уж при ее слабом здоровье и хрупкой психике - это страшный удар по ее нервной системе.

-3

Вот при такой страшной должности он был ещё и любителем балета, а друзьями его были известные деятели из мира искусства: К. Чуковский, Н. Гумилёв, В. Мейерхольд и др. Им приходилось общаться с ним : как же иначе . Страшно.... Их он тоже возил в крематорий. Но надо отдать ему должное : он добился, чтобы в Мариинке топили и выбил продуктовые пайки для артистов.

Вернёмся к нашей героине. Каплун осыпал Ольгу подарками, возил в рестораны, взял на себя решение всех бытовых проблем, так как от житейских дел она была далека. Она по прежнему оставалась замкнутой, могла молчать часами, одевалась во все чёрное как монашка, любила только запах духов «Ambre Antique” от Coty. Быть может Ольга вела себя так, потому что настоящая ее жизнь проходила только на сцене , там она проживала очередную роль, а реальной жизни она совсем не замечала.

Она считалась лучшей балериной тех лет в России, танцевала почти во всех спектаклях Мариинского театра. При такой физической и эмоциональной нагрузке она часто после окончания спектакля падала замертво, не могла снять костюм , смыть грим и ее переодевали как куклу. Профессор хореографии П. А. Гусев вспоминал: «Это была красавица. Все что она делала было невероятно красиво, особенно идеальными были ее руки. Она буквально завораживала зрительный зал. Зал гремел!» Но болезнь ее прогрессировала и Б. Каплун добился для неё с матерью разрешения на выезд в Италию для лечения. Но вместо лечения, они отправились в Париж.

Там она заключила контракт с театром Гранд Опера , танцевала много, а денег зарабатывала мало, приходилось жить в дешевой гостинице почти впроголодь к тому же она не знала французского языка. Ее все раздражало, она становилась подозрительной (она жаловалась, что с ней не здороваются в театре,) характер портился, превращалась в неврастеничку (мыла голову шампанским, якобы это отгоняет нечистую силу). Похудела, стала походить на куклу с изможденным лицом мадонны. Вдобавок полное одиночество и работа на износ (8 спектаклей в неделю). Наступали новые времена, жизнь менялась и в балете происходили перемены: классический танец уступал пьедестал модернистским постановкам М. Фокина , в живописи господствовал авангард. Эти перемены не понимала и не принимала Спесивцева.

-4

Она покидает Гранд Опера и в составе разных балетных трупп путешествует по Европе, работая как всегда на износ. В это время судьба сводит ее с агентом американского происхождения Л. Д. Брауном. Браун влюбился в неё с первого взгляда. Он видит , что Ольга просто измотана ,выходя на сцену часто забывает свою партию и понимает , что скоро танцевать она вообще не сможет, ее необходимо лечить. И влюблённый в балерину американец уговаривает ее уехать в Америку. В Нью-Йорке Ольга ещё больше замкнулась. Американские небоскребы ее напугали, она боялась выходить из гостиницы, часто с ней случались истерики. Она хочет вернуться назад в Россию. Но не понимает, что за время ее отсутствия жизнь на Родине изменилась не в лучшую сторону. Браун понимал, что это невозможно в ее нынешнем состоянии , что ей надо лечиться и уговорил ее лечь в платную клинику. Но, как говорится, беда не приходит одна. Не успев оформить на Ольгу завещание, Браун скоропостижно умирает. Спесивцева остаётся в чужой стране одна, без знакомых, без знания языка и вдобавок без единого доллара. За лечение платить нечем и ее переводят в психиатрическую лечебницу для бездомных.

10 лет спустя ее там отыскал Дейл Эдвард Ферн. Случайно в журнале он увидел фото Спесивцевой в роли Жизели, влюбился в этот образ и решил разыскать ее. И его поиски увенчались успехом: жена В. Нижинского сообщила, что балерина находится в лечебнице недалеко от Нью-Йорка. Ферна поразило, что за эти 10 лет никто из коллег по цеху не интересовался ее судьбой, ведь она была известной балериной, ее партнерами были знаменитые В. Нижинский, А. Долин, С. Лифарь.

По сути мы всегда заняты и для нас главными являются собственные проблемы. Как сто лет назад так и теперь , люди по природе своей эгоисты.

Ферн описывает какое тягостное впечатление произвела на него их первая встреча. Его привели в мрачную палату с решетками на окнах, где находилось 20 пациентов и среди них маленькая старушка. Ферн в течение 10 лет, почти каждое воскресенье навещал ее, привозил ей небольшие подарки: сладости, фрукты и ее любимые духи. Старался как мог скрасить ее жизнь и хоть чуть-чуть порадовать. Добился для неё русскоговорящего врача и ее начали хотя бы лечить. Когда Ферн рассказал в клинике, какая знаменитая и известная на весь мир пациентка у них находится, они были удивлены и, конечно, отношение персонала к ней изменилось. В клинике Спесивцева провела 21 год в одной палате с 20 сумасшедшими. Вдумайтесь только в эту цифру!!! Как такой романтической возвышенной особе там удалось выжить. И произошло невероятное чудо, по другому и не скажешь: Ольга совершенно выздоровела и остальные 28 лет своей жизни провела под Нью-Йорком в пансионате для одиноких соотечественников, который организовала младшая дочь Л. Толстого.

На Родину вернуться наше правительство ей не разрешило. Но теперь, пусть и на чужбине, она была среди своих соотечественников и могла переписываться со своей сестрой, единственным ей родным человеком

Умерла знаменитая балерина в 1991 году в возрасте 96 лет.

P. S.

Судьбе Ольге Спесивцевой посвящены несколько кинофильмов:

1995 год вышел кинофильм «Мания Жизели» режиссёра А. Учителя;

1997 год документальный фильм «Божество Жизели» режиссёра М. Меркель.

И одна книга( которую я знаю):

«Спящая балерина» автор А. Долин, друг и партнёр Ольги Спесивцевой.