Выдающийся режиссер Стенли Кубрик не снимал проходных фильмов: каждая его лента имеет свою эстетику, «авторскую многослойность», и глубокую, изысканно представленную проблематику.
Фильм 1999 года «С широко закрытыми глазами» вышел на экраны после смерти автора, и стал самым кассовым его шедевром. Главные роли исполнили Том Круз и Николь Кидман, на тот момент состоявшие в браке. Снимали кинокартину в обстановке строжайшей секретности. В итоге ожидания зрителей и киноведом не обманули – фильм стоит того, чтобы время от времени его пересматривать.
Основа фильма – взаимоотношения семейной пары - доктора Билла Хирфорда и его супруги Элис. Внешне они счастливы, но, неожиданно для них самих брак оказался на грани распада без особых видимых причин.
Билл и Элис посещают вечеринку, где доктор проводит время за беседой с двумя моделями, а его супруга танцует со зрелым ухажёром, который старательно пытается соблазнить молодую женщину.
Но вовсе не это стало причиной разлада. Дома Элис рассказывает супругу о своих тайных желаниях, над которыми она задумалась прошлым летом, случайно встретив незнакомого мужчину.
Именно этот момент стал поворотным для доктора, в котором просыпается ревность. Он уходит из дома и пытается пуститься во все тяжкие. Сначала он встречает дочь своего умершего пациента, но отвергает ее приставания, далее идет к проститутке, но и тут дело ограничивается беседой. А потом он случайно попадает на мессу тайного общества, куда входят сильные мира сего. Когда главный герой разоблачен, ему приходится снять маску.
Повторюсь, фильмы Кубрика – многослойны. И все же, в каждом из них есть доминирующая идея. Присутствует она и в фильме «С широко закрытыми глазами». Это идея о разном переживании семейного (и, видимо, возрастного) кризиса по отдельности мужчиной и женщиной. Женщина в начале фильма довольно четко обозначает свою позицию ухажеру – она верна мужу. Но в мечтах она допускает измену. То есть кризис она способна пережить, не совершая неоднозначных поступков. Мужчина, напротив, готов пуститься во все тяжкие, но все-таки тормозит себя в последний момент.
Он даже снимает социальную маску, которую в награду судьба возвращает ее в конце фильма, как человеку, пережившему кризис и сохранившему семью. Последняя сцена – семья не распалась. И Элис говорит о том, что нужно заняться сексом. Для нее секс - важная составляющая отношений, для мужчины же важен заработок и стабильность в семье.
Таким образом, фильм о кризисе в отношениях, и о его преодолении, о взрослении двух людей и брака. О том, какие опасности подстерегают человека (вспомните, что проститутка оказывается больной СПИДом), и о том, что, если человек не предает вторую половину, то у него есть шанс на сохранение того, что у него есть.