Найти в Дзене
Иван Шалдин

Как Тарантино изменил кинематограф

Оглавление
  • Квентин Тарантино - один из самых влиятельных режиссеров нашего времени. Этот парень, который когда-то работал продавцом в видеопрокате, за несколько лет изменил наше представление о том, каким должно быть образцовое современное кино, и стал одним из ярчайших представителей постмодернизма в кино. Перечислять его заслуги можно долго, но я остановлюсь на четырёх главных пунктах.

1. Возвращение авторского кино в массовую культуру

В конце 80-х и начале 90-х авторское кино было невостребованным у массового зрителя. Времена, когда блистали такие, как Скорсезе и Коппола, давно прошли, и настало время блокбастеров. Стерильных, вылизанных, несущих определенную идеологию и посыл, студийных проектов. Им больше всего не хватало смелости высказать альтернативный взгляд на то или иное событие, сделать что-то не так, как того требует студия. Но появился человек, который был воспитан на фильмах Серджио Леоне и Мартина Скорсезе. Своими "Бешенными псами" он смог показать себя, как прекрасного режиссера-дебютанта, который не боится показывать жестокость, обилие мата и приправлять это все кучей отсылок к старым фильмам, при этом вкладывая в свои фильмы глубокий философский подтекст.
-2

2. Нелинейное повествование

Одной из главных режиссерских фишек Квентина является нелинейность сюжета. Да, этот прием, как и многие другие у маэстро, был скопирован из других фильмов(например, "Однажды в Америке"). Но широкое распространение он получил, после того, как его использовал Тарантино. Иронично, что спустя время, когда другие режиссеры стали строить нарратив в своих фильмах не в хронологическом порядке, их начали обвинять в копировании стиля Тарантино.
-3

3.Реалистичное и эстетичное насилие

В своем первом полнометражном фильме "Бешенные псы" Квентин показал практически все свои главные стилистические особенности: нелинейное повествование, долгие, бессмысленные, но очаровательные и интересные диалоги и обилие правдоподобной жестокости. Именно последнее вызывало много споров у критиков и общественности. Сцена с отрезанием уха у копа была, как ни странно, позаимствована у Серджио Корбуччи, что не помешало ей стать культовой. И, если говорить откровенно, то Квентин далеко не первый, кто показывал откровенные сцены насилия в кино ("Таксист", "Хороший, плохой, злой"), но он был тем режиссером, который вернул эстетику в жесткость на киноэкранах.
-4

4. Обилие отсылок и референсов

Если начать разбирать любой фильм Квентина на детали и отсылки, то вскоре можно понять, что в каждом кадре его фильма найдется какая-то мелочь, которая уже была в каком-то другом фильме, или же толсто намекает на тот или иной фильм. Такие мелочи показывают фанатичное отношение автора к кино. Вдобавок это ещё и создает неповторимую атмосферу фильмов Тарантино. Со временем это вместе со другими фишками автора начали называть тарантиновщиной. Теперь многие блокбастеры начали заигрывать с этой фишкой, особенно заметно это стало в последних продуктах Marvel. Но при этом они делают это по своему: персонажи вспоминают какой-то фильм или культурное событие, вызывая у зрителя чувство ностальгии, в то время как у Тарантино персонажи не просто упоминают о чём-то вскользь, а подробно обсуждают и мусолят какую-то песню или актера. Так же, по всему фильму на заднем плане разбросаны мелкие упоминания чего-либо (сцена в ресторане Jack Rabbit Slims в "Криминальном чтиве").
-5

  • В заключении, стоит сказать, что Тарантино стал одним из тех, кто показал своим примером, что авторское кино снова востребовано у зрителя. Квентин, создавая контркультурные произведения, начал задавать тон и стиль массовой культуры, оставаясь при этом самобытным режиссером.