О том, что у известных или наделённых властью людей бывали двойники, давно ни для кого не секрет. Гораздо интереснее, когда выдвигаются версии, что одно знаменитое лицо является на самом деле другим не менее знаменитым человеком. Представим на суд читателей несколько оригинальных гипотез о том, кто есть кто в мировой истории, однако сразу оговоримся, что совершенно не утверждаем их истинность. Хотя версии весьма интересны и, вероятно, имеют под собой определённые основания.
Железная маска = Пётр I
Железная маска – не вымышленный персонаж, как может показаться из-за обилия литературных и кинематографических вариаций. Узник в маске действительно существовал: под именем Эстан Доже он содержался в Бастилии. И так как годом его появления в тюрьме называют 1698-й, то для некоторых исследователей это стало основанием предположить, что под бархатной маской с железными замочками скрывался не кто иной, как российский царь Пётр I.
Именно в это время Пётр Алексеевич инкогнито в сопровождении свиты отправился в Европу, так называемое «Великое посольство». Однако коварные враги, имея злой умысел уничтожить Россию, подменили царя двойником. Русский государь отправился в Бастилию, где с ним обходились очень уважительно, а самозванец занял русский престол.
Аргументов приверженцы этой гипотезы выдвигают достаточно много, но некоторые из них весьма спорны.
Начнём с внешности. Знатоки утверждают, что у настоящего Петра на лице была то ли родинка, то ли бородавка. Уехал за границу он с нею, а вернулся уже без. Далее – одежда. До «Великого посольства» Пётр носил исконно русское платье, а по возвращении никогда больше его не надевал, предпочитая европейскую одежду. Более того, свои прежние вещи, в том числе и царские, он никогда больше не надевал. Из этого делают вывод, что самозванец отличался и фигурой: был выше и тощее настоящего царя.
Уезжал в Европу царь православный, а вернулся «латинянин», упразднивший патриаршество и подчинивший Церковь государству.
Те, кто близко знал царя, были репрессированы: царевна Софья и жена Петра Алексеевича Евдокия были сосланы в монастыри (хотя самые ярые приверженцы утверждают, что убиты), из всего русского окружения остался только Меншиков, которому царь по какой-то неведомой причине прощал абсолютно всё.
Сюда можно добавить и расправу над стрельцами, которые якобы рассекретили самозванца, и борьбу с русскими традициями, и перенос столицы из центра государства на его западную окраину, и убийство сына.
Однако стройная на первый взгляд версия всё же вступает в противоречие с некоторыми фактами. Например, супруге Евдокии Пётр Алексеевич ещё до отъезда предлагал добровольно уйти в монастырь. Бунт стрельцов был подавлен как раз перед его возвращением, Пётр только раздавал наказания.
Да, к правлению Петра можно относиться по-разному, но сказать однозначно, что он делал всё для того, чтобы Россия перестала существовать, нельзя. Хотя вопросы к первому русскому императору остаются.
Пушкин = Дюма
Поэт не погиб на Чёрной речке, да и дуэли, возможно, не было. Это великая мистификация, в курсе которой был сам император Николай I. Причины озвучивают разные: от «Пушкин инсценировал смерть, спасаясь от кредиторов», до «Пушкин – профессиональный разведчик, заброшенный в стан врага».
Одновременно с тем, как закатилось солнце русской поэзии, во Франции взошла звезда Александра Дюма. Одинаковые имена, литературный дар и внешнее сходство (тёмные волосы и голубые глаза) дают исследователям основания утверждать, что русский поэт стал французским прозаиком.
«Он был подобен стихийной силе, потому что в нём бурлила африканская кровь. Он был наделён невероятной плодовитостью и талантом сказителя. Стихийность его натуры проявлялась в отказе подчиняться какой-либо дисциплине. Школа не оказала никакого влияния на его характер. Любое притеснение было для него несносно. Женщины? Он их любил, всех сразу». Вы подумали об Александре Сергеевиче? Ан нет! Это Андре Моруа писал об Александре Дюма. У него тоже были африканские предки.
Да и сам писатель, по воспоминаниям современников, любил говаривать: «Мой дедушка был негр, но вообще-то у нас с вами один общий родственник – обезьяна». Дедушка? Это у Пушкина дедушка арап, а вот у Дюма, согласно его родословной, африканкой была бабушка!
О том, что в курсе этой мистификации был император, говорит факт похорон поэта: именно по велению Николая к гробу поэта был ограничен доступ, более того, хоронили его не в Петербурге, где могло бы собраться много народу, а тайно и в Пскове.
В общем, умерев в России как Пушкин, он воскрес во Франции как Дюма. И мало известный доселе прозаик, автор театральных пьес внезапно становится плодовитым талантливым писателем, произведениями которого до сих пор зачитывается весь мир.
В качестве доказательств приверженцы этой гипотезы приводят необъяснимую любовь Дюма к России. Как мог человек, никогда до этого не бывавший в России, написать «Учителя фехтования» - о декабристах? А вот Пушкину эта тема была более чем знакома.
А как назвал Дюма главного героя в романе «Граф Монте-Кристо»? Эдмон Дантес! Жалко, что не Жорж, а то бы сразу всё было понятно. Делая его положительным персонажем, Пушкин-Дюма словно извинялся перед незаслуженно обиженным человеком.
Последователи этой гипотезы очень органично сочетают жизненные вехи двух этих людей, ведь они фактически ровесники. Когда Дюма во Франции ведёт бурную жизнь, в России в ссылках «теряется» Пушкин. Когда во Франции циркулируют слухи о якобы кончине Дюма, а затем писатель покидает страну на некоторое время, в России Пушкин женится на Натали.
Всё очень-очень логично… Только вот сложно не поверить Владимиру Ивановичу Далю, который присутствовал на вскрытии поэта после его смерти и с удивительной точностью записал характер повреждений. А с другой стороны, слишком мягкие наказания придумал для дуэлянтов император…
Но это, как говорится, дела давно минувших дней. Гораздо сложнее поверить в то, что произошло в прошлом веке, когда уже существовали различные методы фиксации событий и фактов.
Гленн Миллер = Юрий Андропов
Тем не менее находятся люди утверждающие, что пропавший без вести в декабре 1944 года американский джазовый музыкант Гленн Миллер стал не кем иным, как Юрием Андроповым!
Нет, изначально это были два разных, но невероятно похожих друг на друга человека. И занимались они каждый своим делом. Гленн Миллер, предки которого были выходцами из Российской империи, играл на тромбоне и завоёвывал популярность. Юрий Андропов, рождение и юные годы которого, до сих пор покрыты тайной, начал активно продвигаться по партийной линии. Скорее всего, что они даже никогда и не встречались. Но вот отечественные спецслужбы, оказавшиеся в 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке, не могли не заметить сходства восходящей звезды, симпатизирующей Советскому Союзу, с комсомольским лидером на тот момент Карелии.
Музыканта завербовали, а когда началась война, дали задание с оркестром приехать в Европу и передавать сведения о союзниках. Когда же Гленн Миллер оказался на грани провала, он, как часто это случается, «исчез». То есть перебрался к своим.
Что случилось с Андроповым, который руководил карельским партизанским движением? Скорее всего, погиб, ведь о его военной биографии также практически ничего неизвестно.
По какой причине решили Андропова заменить Гленном Миллером, тоже не совсем понятно, но версия-то красивая. К тому же с первой семьёй Андропов во время войны расстался, хотя там подрастали дети, и больше не имел с ними отношений. Обзавёлся другой. А потом у него начался невообразимый карьерный взлёт…
Кстати, генеральный секретарь СССР писал… стихи! Согласитесь, это больше соответствует человеку творческому нежели ответственному партийцу, да ещё и председателю КГБ!