КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ С ПОЗИЦИИ ЮРИСТА
Юрист как продавец услуг, работающий на высококонкурентном рынке, должен:
- клиента охмурить;
- на деньги раскрутить;
- ублажить в пределах действующего законодательства, гонорара и своих возможностей.
Действия юриста на разных этапах в разной степени демонстрируют следующие качества юриста:
- юридическую квалификацию;
- степень присущей ему порядочности и представления о деловой этике;
- уровень маркетинговой подготовки.
Если в процессе охмурения и раскрутки на деньги главным фактором, определяющим поведение юриста, является маркетинговая подготовка (как и у любого другого продавца), то в ходе исполнения на первый план выходят именно квалификация и порядочность.
В процессе охмурения имеющий хорошую маркетинговую подготовку юрист:
- сеет свою рекламу, аки тополь пух;
- общаясь по телефону, всячески заманивает клиента в офис (мол, отсюда-то ты так просто не выйдешь – хоть шерсти клок да добудем с тебя);
- убеждает потенциального клиента в том, что именно он самый опытный юрист в интересующей клиента сфере и непрерывно держит руку на пульсе, отслеживая изменения законодательства и правоприменительной практики;
- предъявляет все, что кажется ему подтверждением хорошей репутации;
- демонстрирует беспредельную доброжелательность и сопереживание проблемам клиента;
- клянется непрерывно быть на связи и немедленно реагировать в любое время дня и ночи без перерывов на обед, праздников и выходных;
- обещает получение любого желаемого клиентом результата;
- божится в умении хранить секреты;
- доказывает свою исключительность и озвучивает отличия от окружающей серой массы;
- поет и пляшет, клиента кормит и поит, лыбится во сто зубов, обещает расцеловать во все места, сыплет умными словами, заваливает буклетами и прочей макулатурой… Короче, кажет товар лицом, всячески отвлекая от изнанки.
Раскручивая на деньги, профессионал своего дела (в смысле - раскрутки):
- распишет предстоящий объем работы, как о-го-го какой (три тыщи часов работы, не мене);
- расскажет о том, как эксклюзивна и сложна поставленная Вами задача и сколько извилин придется в косу заплести, чтоб ее решить;
- упомянет о том, что задаром Вам дрянненько поработают, а он не такой, и это дорогого стоит;
- сообщит о небывалом везении: обычно заказы, подобные Вашему, стоят миллион, но только сегодня и только для Вас – всего сто тыщ, да за красивые глаза и умные речи Вам полагается еще аж 500 рублей скидки;
- на ушко шепнет, что Гигапром и Меганефть до того его ценят, что аж деньгопровод к самому его офису проложили, чтоб только не лишиться попечения такого ценного специалиста. Но он, несмотря ни на что, готов снизойти и до Вас, если заплатите не абы как;
- навяжет допуслуги…
А сам, весь такой брендовый и сияющий, излучая респектабельность и надежность, сидит в супер-пупер офисе в центре столицы да в кожаном кресле за дубовым столом речи Плевако 1909 года издания почитывает… Как от такого тремя копейками отделаться? Никак!
Ну, так ли, сяк ли, слава Богу, сговорились и начали работать. С этого момента маркетинг – в сторону, качество и порядочность начинают править бал.
Оказывая услуги юрист:
1. Проводит правовую экспертизу:
- выслушивает проблему и пожелания клиента;
- рассматривает представленные клиентом документы, сведения и при их недостаточности запрашивает дополнительные;
- формулирует юридическое описание проблемы клиента;
- оценивает проблему и желания клиента на основании действующего законодательства, сложившейся правоприменительной практики и собственного опыта (определяет права и обязанности клиента с точки зрения закона; права и обязанности клиента с его (клиентской) точки зрения; законность/незаконность чаемого клиентом результата; разрешимость/неразрешимость проблемы в соответствии с пожеланиями клиента; варианты действий для решения проблемы и эффективность каждого из них…);
- формирует рекомендации клиенту;
- доводит результаты анализа и рекомендации до сведения клиента.
По результатам правовой экспертизы любая из сторон (или обе разом) может отказаться от дальнейшего взаимодействия, поскольку клиенту нужна была лишь консультация (а дальше – он сам с усам), ввиду неразрешимости проблемы, абсолютной несовместимости позиций и т.п.
2. Собственно решает проблему (пишет договор, ведет переговоры, жалится, судится-рядится и прочими манерами исполняет заказ клиента).
Что же предлагают юристы клиентам в плане качества? А предлагаем мы:
1. Обоснованность заявленной (устно или письменно) позиции нормами действующего законодательства и правоприменительной практикой, если таковая сложилась;
2. Максимальное использование предоставляемых действующим законодательством возможностей для защиты прав клиента в пределах его пожеланий/указаний;
3. Конфиденциальность;
4. Доброжелательность и сопереживание юриста проблемам клиента;
5. Доходчивость консультаций и рекомендаций (адаптирование информации в зависимости от сферы деятельности, образовательного и интеллектуального уровня клиента);
6. Быстрое реагирование и оперативную связь в пределах разумного.
А теперь сравним позиции юриста и клиента.
Продолжение следует, дамы и господа.