Найти в Дзене
НОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

Почему одни турбомоторы ломаются на пробеге до 80 тысяч км, а другие легко проходят 400 тысяч км?

Оглавление
Бензиновый турбодвигатель Volkswagen Tiguan, фото: bitauto.com
Бензиновый турбодвигатель Volkswagen Tiguan, фото: bitauto.com

То, что дизельные турбодвигатели имеют больший рабочий ресурс, чем бензиновые наддувные агрегаты, подтверждено реальностью. Но вот о причинах такой завидной долговечности знают немногие. Поэтому среди автолюбителей активно циркулируют слухи о каком-то особом принципе работы дизельного ДВС.

На самом деле оба устройства по своей конструкции и алгоритму функционирования почти идентичны. В чем же секрет? Об этом и расскажу далее.

Что такое турбина и как она работает?

Турбина представляет собой конструкцию из двух частей – горячей и холодной. Каждая из них оснащена крыльчаткой. Между собой «крыльчатые» колеса соединены валом. Когда одно из них под воздействием извне начинает вращаться, это вращение передается на вал, а от него – на вторую крыльчатку.

Бензиновый турбодвигатель Volkswagen Tiguan, фото: bitauto.com
Бензиновый турбодвигатель Volkswagen Tiguan, фото: bitauto.com

Устанавливается турбокомпрессор в выпускном коллекторе. Именно сюда попадают из двигателя отработанные газы. Эти газы раскручивают «горячее» колесо, а оно, в свою очередь, через вал, вращает холодное. Это колесо затягивает воздух и передает его в цилиндры. Таким образом топливно-воздушная смесь обогащается воздухом, ее количество увеличивается, а сгорание становится более интенсивным. В результате получаем тот самый турбоэффект, ради которого, собственно, и выбирается турбодвигатель.

В чем же разница между турбобензином и турбодизелем?

Во-первых, в температуре выхлопа. На бензиновом турбо ДВС она составляет 800-900 градусов, у дизельного – всего 500-600 градусов. При этом масло, которое смазывает вал и втулки турбины, выдерживает температуру порядка 900-1000 градусов. То есть, в бензиновых авто выхлоп нагревает его почти до предела. При регулярных длительных нагрузках этого достаточно, чтобы масло начало подгорать и коксоваться. Получаем недостаток смазки, повышенное трение, избыточный нагрев и, как следствие, быстрый выход из строя турбомеханизма.

В случае с дизелем внушительный температурный запас просто не даст возникнуть подобной ситуации.

Турбодизель Audi, фото: bitauto.com
Турбодизель Audi, фото: bitauto.com

Во-вторых, в количестве оборотов. Дизельным автомобилям с тубромотором часто ставят в вину недостаточную резвость. Это, действительно, так: «крыльчатые» колеса дизеля могут раскрутиться максимум на 2-3 тыс. оборотов в минуту, в отличие от бензиновых, для которых потолок может быть и в 6, и даже в 7 тысяч оборотов. Аналогичным образом ситуация обстоит и с количеством оборотов коленчатого вала.

Но у кажущегося недостатка дизелей есть и обратная сторона. Чем меньше нагрузка на крыльчатки и «поршневую», тем медленнее они изнашиваются.

В-третьих, состав масла. В масле для дизельных двигателей больше различных очищающих присадок. Сгорание «солярки» продуцирует внушительное количество серы, которая кристаллизуется и разрушает ДВС. С ней-то и борются присадки.

Бензиновый турбодвигатель Volkswagen Touareg, фото: bitauto.com
Бензиновый турбодвигатель Volkswagen Touareg, фото: bitauto.com

Для бензиновых авто, как правило, приобретается масло с минимальным количеством присадок. А значит, и смазка происходит менее эффективно. К тому же, менять масло на бензине можно раз в 15-20 тыс. км, на дизеле же это рекомендуется делать в два раза чаще. А значит, у смазки дизельного «движка» меньше шансов утратить свои качества.

Совокупность вышеперечисленных факторов и приводит к тому, что дизельные моторы зачастую служат дольше, чем бензиновые турбодвигатели.