Возможно, это один из самых свежих и одновременно один из самых древних терминов в нашем ликбезе. Что такое и с чем едят сценографию?
SCENOGRAPHIA – это название досталось нам от древних греков, но на протяжении веков оно то терялось, то меняло название и только в двадцатом веке утвердилось на Олимпе театральных определений.
Как хотите переводите: сценопись, описание сцены, художественное оформление, - на сегодняшний день сценография всегда будет чем-то большим.
У самых истоков рождения театра сценография исполняла роль красиво разрисованного задника – самым первым сценографом считается художник Агатарк, расписавший два холста к спектаклю по пьесе Софокла. И многие века затем любой сценограф обслуживал не столько пьесу, спектакль или режиссёра (вообще так себе раньше профессия была), сколько оформлял страдания и радости звёздных актеров и актрис. Писалась пьеса, антрепренёр посылал человека к художнику и тот получал задание: «Надо нам к завтрему два замка и один лес». И всё, декорации считались только рамкой, главным наполнением были исполнители. Художник размахивал кистью по определённым устоявшимся правилам и на новом спектакле зритель понимал, что вот это – замок, это – лес, а это – главная городская площадь.
В эпоху Возрождения сценография так и определялась – техника разрисовки холста задника. В шекспировском театре с оформлением сцены вообще не заморачивались – всё украшалось коврами и циновками, место действия указывалось на табличке или озвучивалось устно, а если был нужен лес, на сцену выносилось дерево в кадке. Остальное зритель додумывал сам.
Затем наступила эпоха натурализма и расписные декорации стали уходить в прошлое, появилась тяга к правдоподобию. Если действие происходило в доме, то сцена оформлялась именно как дом: с окошками, занавесками, стенами, которые уже не раскачивались от сквозняков, а стояли капитально, лампами, камином и кучей домашних мелочей – искусство изо всех сил имитировало жизнь и декораторы уже осознавали важность своей работы для спектаклей.
А потом родился режиссерский театр.
По-настоящему нужными сценографы стали именно тогда, когда на первом месте в спектакле оказались уже не только актёры, а режиссёр и его трактовка пьесы. Наступил момент, когда режиссёрам стало неуютно в старых декорациях – в классических пьесах открывались новые смыслы, требующие новых воплощений, в то же время писались новые пьесы, для которых существующие правила сценического оформления уже не годились и нужно было придумать новые. Для обозначения места символических надписей и задников, пусть даже и роскошно расписанных, было уже мало, а реалистичные декорации поднадоели (зачем нам показывать за наши деньги то, что мы и так каждый день видим, не правда ли). Каждый спектакль для режиссёров-новаторов становился новым миром, не похожим на остальные и создавая этот мир они уже не могли пользоваться заштампованными правилами оформления (разве только если штампов требовал замысел постановки), поэтому призвали на помощь талантливых художников, способных понять и увидеть то, что творится в режиссёрской голове и воплотить это на сцене.
С тех пор художники-оформители стали не просто обслуживающим размалёвывающим персоналом, а со-режиссёрами, со-творцами спектакля, стали отвечать не только за декорации, но ещё и за костюмы и свет, превратились в настоящих сценических живописцев, и успех многих театральных постановок зачастую зависит не только от режиссёрского и актёрского таланта, но и от сценографического.
Знаменитых сценографов сейчас много и всех так сразу не перечислить, поэтому назову нескольких своих любимых фамилий. Например, если в афише нового спектакля ни имя режиссёра, ни фамилии актёрского состава мне не будут ни о чём говорить, но в строке «сценография» будут указаны Лариса Ломакина, Мария Трегубова, Ксения Перетрухина или Максим Обрезков, я побегу за билетом в кассу немедленно, потому что буду уверен, что уж визуально-эстетическое удовольствие на этом спектакле я точно получу.
Иван Кедров