Найти тему
Театральный сезон

СЦЕНОГРАФИЯ

Александр Головин. Сцена бала. Эскиз декорации восьмой картины постановки драмы М. Лермонтова «Маскарад», 1917
Александр Головин. Сцена бала. Эскиз декорации восьмой картины постановки драмы М. Лермонтова «Маскарад», 1917

Возможно, это один из самых свежих и одновременно один из самых древних терминов в нашем ликбезе. Что такое и с чем едят сценографию?

SCENOGRAPHIA – это название досталось нам от древних греков, но на протяжении веков оно то терялось, то меняло название и только в двадцатом веке утвердилось на Олимпе театральных определений.

Как хотите переводите: сценопись, описание сцены, художественное оформление, - на сегодняшний день сценография всегда будет чем-то большим.

У самых истоков рождения театра сценография исполняла роль красиво разрисованного задника – самым первым сценографом считается художник Агатарк, расписавший два холста к спектаклю по пьесе Софокла. И многие века затем любой сценограф обслуживал не столько пьесу, спектакль или режиссёра (вообще так себе раньше профессия была), сколько оформлял страдания и радости звёздных актеров и актрис. Писалась пьеса, антрепренёр посылал человека к художнику и тот получал задание: «Надо нам к завтрему два замка и один лес». И всё, декорации считались только рамкой, главным наполнением были исполнители. Художник размахивал кистью по определённым устоявшимся правилам и на новом спектакле зритель понимал, что вот это – замок, это – лес, а это – главная городская площадь.

В эпоху Возрождения сценография так и определялась – техника разрисовки холста задника. В шекспировском театре с оформлением сцены вообще не заморачивались – всё украшалось коврами и циновками, место действия указывалось на табличке или озвучивалось устно, а если был нужен лес, на сцену выносилось дерево в кадке. Остальное зритель додумывал сам.

Затем наступила эпоха натурализма и расписные декорации стали уходить в прошлое, появилась тяга к правдоподобию. Если действие происходило в доме, то сцена оформлялась именно как дом: с окошками, занавесками, стенами, которые уже не раскачивались от сквозняков, а стояли капитально, лампами, камином и кучей домашних мелочей – искусство изо всех сил имитировало жизнь и декораторы уже осознавали важность своей работы для спектаклей.

А потом родился режиссерский театр.

По-настоящему нужными сценографы стали именно тогда, когда на первом месте в спектакле оказались уже не только актёры, а режиссёр и его трактовка пьесы. Наступил момент, когда режиссёрам стало неуютно в старых декорациях – в классических пьесах открывались новые смыслы, требующие новых воплощений, в то же время писались новые пьесы, для которых существующие правила сценического оформления уже не годились и нужно было придумать новые. Для обозначения места символических надписей и задников, пусть даже и роскошно расписанных, было уже мало, а реалистичные декорации поднадоели (зачем нам показывать за наши деньги то, что мы и так каждый день видим, не правда ли). Каждый спектакль для режиссёров-новаторов становился новым миром, не похожим на остальные и создавая этот мир они уже не могли пользоваться заштампованными правилами оформления (разве только если штампов требовал замысел постановки), поэтому призвали на помощь талантливых художников, способных понять и увидеть то, что творится в режиссёрской голове и воплотить это на сцене.

С тех пор художники-оформители стали не просто обслуживающим размалёвывающим персоналом, а со-режиссёрами, со-творцами спектакля, стали отвечать не только за декорации, но ещё и за костюмы и свет, превратились в настоящих сценических живописцев, и успех многих театральных постановок зачастую зависит не только от режиссёрского и актёрского таланта, но и от сценографического.

Знаменитых сценографов сейчас много и всех так сразу не перечислить, поэтому назову нескольких своих любимых фамилий. Например, если в афише нового спектакля ни имя режиссёра, ни фамилии актёрского состава мне не будут ни о чём говорить, но в строке «сценография» будут указаны Лариса Ломакина, Мария Трегубова, Ксения Перетрухина или Максим Обрезков, я побегу за билетом в кассу немедленно, потому что буду уверен, что уж визуально-эстетическое удовольствие на этом спектакле я точно получу.

Иван Кедров