Найти тему
Роман Кутергин

Легендарные самолеты. Бомбардировщик Ил 4.

Легендарные самолеты. Бомбардировщик Ил 4.

Дальний бомбардировщик Ил-4 относится к числу наиболее известных самолетов Великой Отечественной войны. Построенный в тысячах экземпляров, он участвовал во всех важнейших операциях на советско-германском фронте, в налетах на военные и промышленные центры рейха и его союзников. Соответственно и в литературе, как мемуарной, так и специальной авиационной, этой машине уделено значительное место.

Самолет ЦКБ-26 (дальний бомбардировщик) разрабатывался в КБ С.В. Ильюшина. ЦКБ-26 представлял собой цельнометаллическую конструкцию с хорошо обтекаемым фюзеляжем овального сечения, плавно переходящим сзади в киль, а спереди – в полусферу. Крыло было свободнонесущим, с гладкой дюралюминиевой обшивкой и расположенными во внутренней полости бензобаками большого объема. Масса топлива составляла 27% полетной массы всей машины, что гарантировало дальность полета не менее 3 тыс. км. В экипаж входило три человека, оборонительное вооружение – три пулемета.

Летом 1935 года самолет впервые поднял в воздух летчик-испытатель В.К. Коккинаки. Испытания показали, что самолет обладает прекрасной маневренностью – мог даже выполнять петлю Нестерова. В 1936 году на испытания вышла уже полностью вооруженная машина (ЦКБ-30), которая и стала прототипом самого массового советского дальнего бомбардировщика ДБ-3. Публичная демонстрация нового самолета состоялась в 1936 году на традиционном воздушном параде. В длинной веренице ЦКБ-26 шел предпоследним. Уже после прохода последней машины неожиданно для всех бомбардировщик развернулся для повторного прохода над Тушинским аэродромом. Над зрительскими трибунами он вдруг круто взял вверх, на мгновение завис в перевернутом положении и тут же легко скользнул вниз, очертив изящную петлю. За первой последовали вторая, третья...

1 мая 1936 года ЦКБ-26 впервые пролетел над Красной площадью, а 17 июля 1936 года В.К. Коккинаки установил на нем первый советский официальный мировой рекорд высоты полета с грузом 500 кг (11296 м). В июле-сентябре В.К. Коккинаки установил еще 4 мировых рекорда с грузом 500, 1000 и 2000 кг, а в августе 1937 года – мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту 5000 км без груза, с грузом 500 и 1000 кг. В июне 1938 года на самолете ЦКБ-30 "Москва" В.К. Коккинаки со штурманом А.М. Бряндинским совершает дальний беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток (7580 км) и в апреле 1939 года со штурманом М.Х. Гордиенко – из Москвы в Америку (8000 км по маршруту, 6515 км по прямой). Серийное производство ДБ-3 началось в 1937 году.

Между тем работы по совершенствованию самолета продолжались. В 1938 году бомбардировщик был модернизирован. Новая версия получила название ДБ-3Ф (с марта 1942 года именно эта машин получила обозначение Ил-4). Новый самолет оснастили более мощными двигателями, развившими 1100 л.с., они позволяли самолету достичь скорости в 445 км/ч. На самолете по-новому решили проблему размещения топлива. Теперь его часть помещалась в герметизированные полости крыльев. При этом основные запасы топлива находились в фюзеляжных топливных баках, которые были протектированны. Предусмотрели конструкторы и меры защиты экипажа бомбардировщика от огня противника – кресло пилота стали производить из достаточно толстого бронелиста.

Ил-4 изначально проектировался для скоростей, превышающих 400 км/ч, что существенно повышало его реальную эффективность в стремительно меняющихся боевых условиях. Несмотря на то, что самолет обладал рядом общих элементов конструкции с предыдущей версией ДБ-3, Ил-4 имел и ряд существенных отличий. К примеру, фюзеляж машины был переработан под новую технологию производства, которая использовалась для Ли-2 (производимый по лицензии американский DC-3). У него были улучшены аэродинамические характеристики, что вместе с установкой новых двигателей позволило добиться роста максимальной скорости полета. Несмотря на возможность преодолевать до 4 000 км., самолет в большинстве случаев применялся на гораздо меньших дистанциях.

По размерам, контурам крыла, оперения и всей хвостовой части фюзеляжа этот вариант совпадал с ДБ-3, но кабина штурмана стала «остроносой», с большими поверхностями остекления. Взамен прежней поворотной установки с пулеметом ШКАС в ней установили крупнокалиберный пулемет. Кроме того, добавили новую огневую точку под хвостом фюзеляжа. Серьезные изменения были внесены в конструкцию самолета: все трубы в лонжеронах крыла заменили профилями — таврами и угольниками; закрытые профили нервюр и шпангоутов — угольниками и отбортовками листов, устранили внутреннюю клепку в трубах. Нововведения позволили упростить технологию в соответствии с планово-шаблонным более производительным методом производства.

Благодаря этому заводы сравнительно быстро освоили производство нового варианта машины и в течение 1940-1944 гг. построили более 5 тыс. самолетов ДБ-3Ф, получивших в марте 1940 г. название Ил-4. Двигатели ставились М-88Б, пробовались М-82, М-89, М-90 (в серии не строились).

В годы Второй мировой войны Ил-4 был основным бомбардировщиком Дальней авиации и авиации Военно-Морского Флота. На этих самолетах морские летчики 7 августа 1941 года нанесли первый бомбовый удар по столице Германии. Скорость серийных Ил-4 с двумя двигателями М-88Б взлетной мощностью в 1100 л.с. достигала 344 км/час у земли и 445 км/час на высоте 6 тыс. м., потолок — до 9700 м. Дальность полета в зависимости от боевой нагрузки (нормальная — 1 т, максимальная до 3 т) соответственно менялась.

-2

-3
-4


В 1944 г. их выпуск прекратился, хотя бомбардировщики состояли на службе до самого конца войны и продолжали летать в боевых частях даже после ее окончания.

Конструкция

Фюзеляж дюралевый полумонокок с гладкой обшивкой, приклепанной к легкому каркасу из шпангоутов и стринге­ров. В носовой части расположена хорошо остекленная кабина штурмана-бомбардира, за ней кабина пилота, далее - фю­зеляжный бомбоотсек, за которым раз­мещались рабочие места стрелка-радиста и хвостового стрелка.

-5
-6
-7
-8
-9

Крыло цельнометаллическое, двухлонжеронное, пятисекционное, состо­ящее из центроплана, двух секций с мотогондолами и двух консолей. Стыки между секциями закрывались дюралевыми лен­тами. В передних кромках консолей раз­мещались воздухозаборники маслорадиаторов с регулируемыми жалюзи, а в левой консоли также - посадочная фара. Вдоль задней кромки к второму лонжерону кре­пились на шарнирах шестисекционные посадочные щитки-закрылки и элероны с триммерами.

-10

-11

-12
-13
-14


Вооружение состояло из трех пулеметов ШKAC калибра 7,62 мм или двух ШKAC и одного УБТ калибра 12,7 мм. Один ШKAC был шарнирно закреплен в носо­вой установке штурмана, второй - в ниж­ней люковой установке под днищем фюзе­ляжа (в походном положении он убирался в фюзеляж), а третий (позже замененный пулеметом УБТ) - в верхней поворотной ту­рели с прозрачным шарообразным колпа­ком. Люковая установка имела перископи­ческий прицел. Шасси: трехстоечное с хвосто­вым колесом. Основные стойки с помо­щью пневмоприводов убирались поворо­том назад в мотогондолы и закрывались створками. Хвостовое колесо неубирающееся.

ЛТХ: Модификация: Ил-4 Размах крыла, м: 21,44 Длина, м: 14,76 Высота, м: 4,10 Площадь крыла, м2: 66,70 Масса, кг -пустого самолета: 6421 -нормальная взлетная: 10055 -максимальная взлетная: 12120 Тип двигателя: 2 х ПД М-88Б -мощность, л.с.: 2 х 1100 Максимальная скорость, км/ч -у земли: 332 -на высоте: 398 Практическая дальность, км: 4000 Максимальная скороподъемность, м/мин: 264 Практический потолок, м: 8300 Экипаж: 3-4 Вооружение: 1 х 12,7-мм пулемет БТ, 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС Бомбовая нагрузка: нормальная — 1000 кг, предельная — 2500 кг.  

-15
-16
-17


-18

-19