Найти в Дзене

Как образы человека сменяли друг друга в европейской культуре: философский взгляд

Если посмотреть на то, как в европейской мысли менялось понимание человека, можно заметить некую цикличность. Она выражена в том, как образ внятный, четкий, понимаемый как имеющий свое определенное место в иерархии мира, сменяется на более неопределенный, эмоциональный, блуждающий в хаосе бытия. При этом видна тенденция в понимании образа человека от гармонично объединенного с миром и другими людьми ко все большей оторванности от того и другого, к индивидуализму. Первый образ человека, возникший в древности и нашедший свое философское выражение в Греции, был космоцентричен. Это означает, что человек понимался как часть Космоса, под которым философы разумели весь гармонично устроенный мир. С легкой руки Гераклита человека называли микрокосмом, в то время, как большой Космос был макрокосм. Как часть огромного, прекрасно устроенного мира, человек тоже был прекрасен. Его красота повторяла в миниатюре гармоничные пропорции Космоса, и отсюда Пифагор вывел понятие золотого сечения - идеальн

Если посмотреть на то, как в европейской мысли менялось понимание человека, можно заметить некую цикличность. Она выражена в том, как образ внятный, четкий, понимаемый как имеющий свое определенное место в иерархии мира, сменяется на более неопределенный, эмоциональный, блуждающий в хаосе бытия.

При этом видна тенденция в понимании образа человека от гармонично объединенного с миром и другими людьми ко все большей оторванности от того и другого, к индивидуализму.

Фрагмент фриза Парфенона. Британский музей.
Фрагмент фриза Парфенона. Британский музей.

Первый образ человека, возникший в древности и нашедший свое философское выражение в Греции, был космоцентричен. Это означает, что человек понимался как часть Космоса, под которым философы разумели весь гармонично устроенный мир. С легкой руки Гераклита человека называли микрокосмом, в то время, как большой Космос был макрокосм.

Как часть огромного, прекрасно устроенного мира, человек тоже был прекрасен. Его красота повторяла в миниатюре гармоничные пропорции Космоса, и отсюда Пифагор вывел понятие золотого сечения - идеальную пропорцию. Он просто измерил пропорции человеческого тела, которые, как он считал, являются универсальными. То есть те же пропорции обеспечивают гармонию мира в целом.

Фрагмент фрески Джотто
Фрагмент фрески Джотто

В средние века образ человека стал теоцентричным. Это означало, что Бог понимался как абсолют, смысл бытия и источник всего блага, а человек - его порождение, образ и подобие.

В этой концепции роль человека заключалась в том, чтобы следовать божественной воле. Именно это поддерживает гармонию мироустройства. Однако христианско-средневековый образ человека породил и новое понятие, которое не рассматривалось в античности - свобода.

Человек - свободное существо, однако этот факт является не только проявление божественного в нем, но и становится причиной проблем, нарушающих установленный порядок. Человек склонен ошибаться, выбирать не то, что нужно, в результате совершает грехопадение и вообще склонен к девиации. Так человек становится источником хаоса и собственных бедствий.

Сандро Боттичелли "Портрет молодой женщины" (Симонетта Веспуччи)
Сандро Боттичелли "Портрет молодой женщины" (Симонетта Веспуччи)

Однако есть и надежда - Бог помогает ему вернуться в потерянный рай, преодолев свою греховность.

В Эпоху Возрождения возникает новый образ человека - антропоцентричный.

Антропоцентризм возносит человека на небывалую доселе высоту. Он понимается как центр мироздания, как главное, ради чего вообще существует мир. Возникнув в период Ренессанса, такой подход перешел в Новое время, где утратил свою поэтичность, характерную для Эпохи Возрождения, зато обрел холодные рациональные черты. То четкое понимание мира, которое было несколько утрачено в эмоциональные средние века, вновь заявило о себе, и человек занял в системе мироустройства свое определенное место.

Théobald Chartran "James Hazen Hyde"
Théobald Chartran "James Hazen Hyde"

Как разумное существо, он стал главным стержнем, смыслом существования мира. Он познает его логично, научно, объективно.

Однако уже в XIX, и особенно в ХХ веке вера в незыблемость разума, равно как и в стройность мироустройства, вновь была подвергнута сомнению. Человек предстал как сомневающееся, страдающее, трагичное, мятущееся существо, обреченное на вечный выбор. Это - экзистенциальный образ человека.

Разумеется, образов было больше, я назвала самые, так сказать, эпохальные.

Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:

Чего хотел Дидро, создавая "Энциклопедию"

Милитаризм & пацифизм: возможен ли вечный мир?

Канал, где есть легкие интересные статьи:

Действительно ли мадам Тюссо собирала головы казненных, чтобы делать их восковые копии?