Лидеры мировой индустрии готовятся к переходу на автономные машины, такси, автобусы и самолеты
Беспилотный транспорт - механические средства для перевозки пассажиров, передвигающееся без экипажа на борту при помощи специальной системы автономного управления. Такой транспорт может передвигаться по специально выделенным полосам по заранее устанавливаемым маршрутам или участвовать в общем движении, поскольку он оснащен комплексом датчиков, камер, радаров и принимающим решения бортовым компьютером. Рынок беспилотного транспорта во всем мире в ближайшие 20 лет может составить 560 млрд долл. и эксперты уверены: беспилотники не только сэкономят потребителям миллиарды долларов на страховых и топливных издержках, но и помогут стимулировать развитие других отраслей экономики. Сейчас активно развивают сферу беспилотного транспорта и российские компании.
Как пилотов оставили без дела
Эпохой автоматизации транспорта можно назвать первую половину XX века, когда начались разработки и внедрение практик применение автопилота для самолетов. А важным рубежом считается 1947 год, когда американский военно-транспортный самолет B-54 совершил трансатлантический перелет полностью под контролем автопилота, который управлял не только полетом, но также взлетом и посадкой. Беспилотные технологии в авиации до сих пор применяется наиболее массово, так как движение в этом случае происходит в пространстве с малым количеством препятствий. По этой же причине применение автопилота пока остается проблемой на наземных магистралях, за исключением железные дороги и метрополитена.
При этом еще в 1967 году в Лондоне открыли первую автоматизированную линию, а метро Копенгагена сейчас является полностью беспилотным - поезда без машинистов сами движутся по линиям и совершают высадку и посадку пассажиров. Успешным освоением наземных дорог можно назвать сеть автоматического транспорта ULTra, открытую в 2010 году в аэропорту Хитроу. Система рассчитана на перевозку одного или нескольких пассажиров в режиме такси по личным маршрутам, в пределах выделенных полос для движения.
Автоматизации транспорта базируется на том, что движение должно быть безопасным. Автопилот может быть быстро отключен, чтобы пилот, следящий за полетом, мог вмешаться в его работу. Системы копенгагенского метро и такси ULTra всегда обслуживают несколько человек, следящих за их работоспособностью и готовых взять дистанционное управление в свои руки в случае непредвиденной ситуации.
Сейчас идет активная автоматизация персонального и общественного транспорта, который будет двигаться по дорогам общего пользования. Такие компании как Tesla, Google, Uber все ближе к внедрению автоматических автомобилей в жизнь. Обычно автомобили оснащаются множеством датчиков, камер, радаров и обрабатывающим данные бортовым компьютером, который принимает решения исходя из анализа дорожной ситуации. Такие тесты всегда происходят под наблюдением водителя, а Tesla, внедрившая систему автопилота во все свои автомобили, предупреждает владельца о том, чтобы он следил за работой системы.
Умные поезда уже в России
На сегодняшний день поезда с автопилотом работают на некоторых линиях метро в Великобритании, США, Японии, Германии, Испании, Бразилии, Японии, Малайзии и других странах. Существует несколько уровней автоматизации поездов, которые отличаются той ролью, которую выполняет персонал поезда в работе.
Класс 4 позволяет поездам ездить вообще без машинистов, при этом сотрудники метрополитена могут находиться в поезде для обслуживания пассажиров. В составе иногда даже не предусмотрена кабина машиниста, поэтому пассажиры первого вагона могут наблюдать через лобовое стекло и тоннель, и рельсы. Такие поезда ходят, например, в Копенгагене, в Нюрнберге, Милане, Париже и Лондоне. Но одним из лучших считается дубайский беспилотный метрополитен. Там также нет машиниста — две линии метро, протянувшиеся по основной заселенной территории, полностью автоматизированы.
Класс 3 требует присутствия в кабине водителя только для открытия и закрытия дверей, а также на случай чрезвычайных происшествий. К нему относится линия 11 метро Барселоны и пекинский метрополитен, а также метро в Сингапуре.
Класс 2 требует, чтобы машинист находился в кабине, чтобы следить за препятствиями на пути. Такая система работает в метро Мадрида, линиях 5–9 сеульского метро. Внедрена она и в России: поезда на автопилоте ходят на одной линии Санкт-Петербургского метро и в Казани. Система автоведения, используемая на этих линиях, имеет собственное название «Движение». Кроме того, подобная система используется и на Российских железных дорогах.
Беспилотники становятся синонимом экономии
Консалтинговая компания AT Kearney считает, что рынок беспилотного транспорта во всем мире в ближайшие 20 лет может быть оценен в 560 млрд долл. Эксперты уверены в том, что беспилотники не только сэкономят потребителям миллиарды долларов на страховых и топливных издержках, но и стимулируют развитие других отраслей — программного обеспечения, телекоммуникаций, инфраструктурных проектов. Также в AT Kearney уверены, что беспилотный транспорт позволит потребителям тратить меньше и на техническое обслуживание беспилотных машин.
Эксперты отмечают, что при массовом развитии беспилотных авто только в США потребители смогут сэкономить по всем этим статьям до 1,3 трлн долл. Например, сокращение числа ДТП приведет к экономии 488 млрд долл, экономия на топливе составит почти 170 млрд долл. Авторы исследования отмечают, что беспилотники будут тратить меньше топлива в том числе и потому, что такие автомобили могут связываться друг с другом и выбирать наиболее оптимальную и безопасную скорость для движения по трассе. Также прогнозируется, что на техобслуживании беспилотников, в которых будет меньше изнашиваемых механических частей, а также за счет более высокой производительности «умных» машин, потребители смогут сэкономить до 500 млрд долл. Оптимальный скоростной режим, выбираемый беспилотником, позволит существенно сократить дорожные заторы, что также позволит сократить расходы на топливо и износ в объеме 140 млрд долл.
По прогнозам AT Kearney, к 2030 году только рынок специального оборудования (сенсоров, датчиков, систем коммуникации и пр.) достигнет 103 млрд долл. Развитие беспилотного транспорта также может стать стимулом развития мобильного интернет-рынка, а также других видов беспроводной передачи данных. Рынок специальных мобильных приложений, телематики и обмена данными между беспилотными автомобилями достигнет к 2030 году объема 86 млрд долл. Еще один рынок, который выиграет от развития беспилотников, — инфраструктурный. Магистрали будут оснащаться новым оборудованием для упрощения ориентации, навигации и безопасного движения таких машин.
Помимо автопроизводителей, которым развитие беспилотного рынка позволяет привлечь новые инвестиции и сменить модельный ряд, машины с автопилотом стимулируют сразу несколько других отраслей. В первую очередь, речь идет о разработке программного обеспечения для беспилотников и соответствующего оборудования со стороны высокотехнологических компаний.
Транспорт, обеспечивающий сдвиги в экономике
Сейчас внимание аналитиков приковано к развитию беспилотных автомобилей. Автономные машины работают в таких отраслях, как фермерство, управление запасами и строительство. Uber, Tesla и Mercedes-Benz экспериментируют с применением технологий автономного вождения в городских автобусах и полуприцепах.
Аналитик Брайан Солис, последние несколько лет изучающий индустрию беспилотных технологий, сформулировал основные тенденции на рынке: