Найти в Дзене
Учим вместе

Развитие речи в 4-5 лет.

Логопедические занятия включают в себя артикуляционную гимнастику для губ и языка, а также упражнения по развитию мелкой моторики рук, пальчиковую гимнастику.

Во время занятий необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  • Лучше разделить занятия на промежутки, выполняя упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
  • Не стоит предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Чередуя статические упражнения с динамическими ребёнок меньше устаёт.
  • Каждое упражнение выполняется по 6-7 раз.
  • Статистические упражнения выполняются по 10- 15 секунд.
  • Упражнения выполняются сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в расслабленном состоянии.

1. Логопедические упражнения следует начинать с упражнений для губ. Ниже представлены классические примеры. Упражнения можно чередовать друг с другом, сделав их более динамичными. Например, положение "Трубочка"-"Бублик", или "Трубочка"-"Забор".

1.1. "Трубочка"

Вытянуть и сомкнуть губы вперед трубочкой (зубы тоже должны быть сомкнуты). Если у ребёнка не получается, то пусть попробует поцеловать руку, дотянуться губами до конфеты или взять её.

1.2. "Бублик"

Губы округлить и немного вытянуть вперёд. В упражнении работают только губы, рот приоткрыт, нижняя челюсть не выдвигается вперёд. Положение губ такое же, как и при произнесении звука О.

Логопедические упражнения для губ
Логопедические упражнения для губ

1.3. "Заборчик"

Улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы. Положение губ такое же, как и при произнесении звука И.

1.4. "Лопаточка"

Широкий язык высунуть, расслабить и положить на нижнюю губу. Держать 10-15 секунд. Язык при этом не должен дрожать.

2. Далее идут упражнения для языка.

2.1. "Чашечка"

Упражнение начинается с положения "Лопаточка". Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем приподнять края языка, стараясь не задеть верхние зубы. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

2.2. "Иголочка"

Открыв рот, высунуть язык далеко вперёд. За счёт напряжения, сделать его узким и удерживать в таком положении 10- 15 секунд.

2.3. "Трубочка"

Упражнение похоже на "Чашечку". Только язык не следует ставить на нижнюю губу. Высунуть широкий язык, загнуть вверх его боковые края. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение медленно 10-15 раз.

2.4. "Часики"

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правой щеке, то к левой. Двигать языком из угла рта следует в медленном темпе под счёт взрослого, фиксируя каждое положение на 1-2 секунды. Проделать 10-15 раз.

Логопедические упражнения для языка
Логопедические упражнения для языка

2.5. "Лошадка"

Присосать язык к нёбу, сильно щелкнуть языком, медленно оттягивая кончик языка от нёба. Тянуть подъязычную связку. Продолжать 10- 15 раз.

2.6. "Грибок"

Упражнение схоже с "Лошадкой", но язык не должен отрываться от нёба. Раскрыть рот, присосаться языком к нёбу и, не отрывая его, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Продолжать 10-15 раз.

2.7. "Качели"

Высунув узкий язык, тянуться им то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение выполнять медленно под счёт взрослого 10-15 раз.

2.8. "Вкусное варенье"

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 10-15 раз.

2.9. "Змейка"

Открыв широко рот, сильно высунуть язык вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперёд, затем убрать вглубь рта, повторить 10-15 раз.

2.10. "Маляр"

Упражнение схоже с п.2.9. "Вкусное варенье". Только при этом языком сначала нужно облизать верхнюю губу, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление движение языка.

3. Комплекс упражнений можно завершить пальчиковыми играми. Развитие пальчиков ребёнка помогает ему успешно овладеть речью. Двигательные навыки пальцев развивают всевозможные конструкторы, мозаики, пазлы, работа с различными материалами (бисероплетение, рисование, лепка) и, конечно же, пальчиковые игры. Сначала все упражнения следует выполнять совместно не спеша.

3.1. Ладони на столе. На счёт "раз - два" пальцы врозь-вместе.

3.2. Ладошка-кулачок- ребро. На счёт "раз-два-три" ладони меняют положение.

3.3. Пальчики здороваются. На счёт "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой палец с большим, указательный с указательым и т.п.

3.4. Человечек. Указательный и средний палец правой, а затем и левой руки бегают по столу.

3.5. Дети бегут на перегонки. Движения как и в предыдущем упражнении. Только бегают пальцы обоих рук одновременно.

3.6. Коза. Вытянуть указательный палец и мизинец правой, затем левой руки.

3.7. Козлята. Движения как и в предыдущем упражнении. Только работают две руки одновременно.

3.8. Очки. Сделать два кружка из из большого и указательного пальца обеих рук.

3.9. Зайцы. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы. Мизинец, безымянный и большой пальцы соединить вместе.П

Пальчиковые игры развивают крупную и мелкую моторику рук.
Пальчиковые игры развивают крупную и мелкую моторику рук.

3.10. Деревья. Широко расставив пальцы поднять обе руки ладонями к себе.

3.11. Паук. Пальцы согнуты, медленно перебирают по столу.

3.12. Бабочка. Ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе.

3.13. Счёт до четырех. Большой палец соединять поочередно со всеми остальными.

3.14. Гнездо. Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать.

3.15. Пчела. Указательным пальцем правой, затем левой руки вращать по кругу.

3.16. Лодочка. Кончики пальцев направить вперёд, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их.

Зачастую многие мамы не придают особого значения дефектам в речи ребёнка и надеются на то, что всё само придёт с возрастом. Сложность проблемы заключается в том, что родные не могут самостоятельно выявить проблемы в развитии речи ребёнка из-за отсутствия базовых знаний в логопедии, поздней постановкой диагноза. Поэтому следует как можно раньше (на рубеже двух лет) обратиться к профессиональному логопеду и выявить дефекты развития уже на ранней стадии. Ведь чем раньше начать постановку звуков, тем легче достичь результатов. А уже потом выполнять корректирующие упражнения на ежедневной основе. И вскоре вы заметите, как ваш ребёнок становится увереннее, а его речь - более чёткой.

К тому же на развитие речи влияет не только правильное произношение, но и словарный запас. Поэтому читайте вместе книжки, рассказывайте обо всем, что окружает малыша уже с ранних лет. Это будет лучше, чем просмотр мультфильмов.