Лучшие дизайнеры мира создают вещи, которые меняют не только рынок потребления, но и культуру в целом. Так в 1947 году Кристиан Диор создал свою дебютную коллекцию «Венценосная Линия», ставшую известной всему миру под названием New Look. Сам того не подозревая, модельер навсегда вернул образу всех женщин мира изящество и роскошь, что после многих лет войны и аскетизма казалось уже невозможным🧚🏻♂️🙌🏻
Однако в мире высокой моды и актуального дизайна не обходится и без сложно объяснимых промахов. Давайте же пройдемся по списку наиболее известных🌍
1.Ничего святого🤬
На показе Chanel Haute Couture весна-лето 1994 Клаудия Шиффер дефилировала в платье, лиф которого был был расписан строками из Корана. Все мусульманское сообщество пришло в ужас, а Глава совета улемов Индонезии (высший исламский орган) даже призывал бойкотировать Chanel.
В газетах корсет нарекли Satanic Breasts, а дизайнер коллекции, Карл Лагерфельд , в свою очередь, заявил, что шокирован подобной реакцией, ведь текст на платье — отрывок из любовной поэмы, вдохновленной Тадж-Махалом. Однако такое объяснение никого не впечатлило, и модному дому Chanel пришлось не просто принести публичные извинения, но и пообещать сжечь оскорбительную для верующих одежду😱
А в 1997 году американская компания Nike попала на первые полосы газет, представив миру кроссовки со стилизованными под огонь логотипами, которые очень напомнили членам Совета по американо-исламским отношениям слово «Аллах». Компания не только отказалась от продажи нескольких серий кроссовок, но и пожертвовала $50 тыс. исламским начальным школам.
Но на этом история не оканчивается, ведь в феврале 2018-го на подошвах кроссовок Air Max 270 появилось то же имя. 🤦🏼♀️ Петиция с требованием отозвать «оскорбительные ботинки» быстро набрала почти 50 тыс. подписей, на что представители Nike заявили, что это просто стилизованный логотип марки, и любые ассоциации с арабской вязью следует считать случайными. Информации об изъятии партии найти не удалось.
2. Испанский стыд🙅🏼♀️
Испанский бренд Zara почему-то чаще других оказывется в центре нацистских скандалов.
А началось все в 2007 году, когда торговая марка выпустила веселенькую текстильную сумку со свастикой🤷🏼♀️. Как объяснили представители Zara, дизайнеры черпали в вдохновение в индийской культуре, и этот узор - просто символом солнца, а не то, что вы подумали
В 2014 Zara предложили израильским детям облачиться в полосатую «пижаму шерифа» с шестиконечной желтой звездой на груди, поразительно напоминающую форму еврейских узников концлагерей. Естественно разразился скандал и всю партию изъяли.
В 2017-м компания вновь приковала к себе всеобщее внимание, и причиной тому послужил безобидный, на первый взгляд, предмет гардероба - джинсовая юбочка с принтом в виде лягушонка.🐸Легенда гласит, что дизайнер взял идею из собственной настенной росписи, но пользователи соцсетей в рисунке быстро признали известный мем «лягушонок Пепе», который осенью 2016 года Антидиффамационная лига (американская организация по борьбе с антисемитизмом) включила в свою базу символов ненависти, прировняв к нацистской свастике и изображению креста Ку-Клукс-Клана.
Традицию вызывать возмущение у публики подхватил, опять-таки, испанский люксовый дом моды Loewe🙍🏼♀️В середине ноября 2019 года они запустили коллекцию, посвященную британскому гончару и дизайнеру плитки Уильяму де Моргану.
В коллекции, помимо вещей с принтами в виде фантастическими птиц и водолазок со скелетами, были представлены куртка и брюки в широкую вертикальную полоску с кожаным нагрудным карманом. Первым забил тревогу популярный блог о моде Diet Prada и 22 ноября опубликовал пост, содержащий следующие слова: «Сложно представить что-то помимо формы узников концлагерей в этом костюме за 1840 долларов из коллекции Loewe William De Morgan, которая должна „показать свободу воображения“».
Комплект тут же пропал с официального сайта Loewe. Как сообщает CNN, компания принесла извинения через свой инстаграм: «Нам стало известно, что один из образов в журнале и в нашей коллекции гончара Уильяма де Моргана может быть неверно воспринят как отсылка к одному из наиболее неприятных моментов в истории человечества».
3. Черный пиар🚫
В декабре 2018 года Prada выпустили коллекцию аксессуаров Pradamalia. На сумках линейки красовались брелоки, напоминавшие темнокожих человечков с красными губами. В таком украшении покупатели тут же разглядели блэкфейс - разновидность театрального грима, который использовался комиками первой половины XIX века для карикатурного изображения лица чернокожего человека и способствовал укреплению расистских стереотипов. Помимо принесенных извинений, Prada сделали пожертвование нью-йоркской организации, которая занимается борьбой с расовой несправедливостью. Также компания объявила, что отныне создаст совет, который будет консультировать дизайнеров бренда в области культурных аспектов.
Очень плодовитым на подобные скандалы стал февраль 2019-го. 🤷🏼♀️Традиционно, в это время в США и Канаде отмечается «Месяц черной истории», посвященный вкладу темнокожих людей в культурное наследие. Видимо, Adidas очень хотели поддержать идею борьбы с расизмом и присоединиться ко всеобщему празднованию, а потому выпустили специальную коллекцию Ultraboost Uncaged, вдохновленную Гарлемским ренессансом — культурным движением, возглавляемым ведущими афроамериканскими писателями и художниками. Однако все впечатление от этой затеи было испорчено, когда в коллекции обнаружилась пара белоснежных кроссовок стоимостью $180. Афроамериканцы не поняли, что там делала абсолютно белая обувь, если коллекция посвящена их культуре🤦🏾
Бренду пришлось принести публичные извинения и изъять модель из магазинов. «На последнем этапе мы добавили в коллекцию кроссовки, которые позднее решили убрать. Они не отражали дух или философию того, что мы должны признавать и почитать в Месяц черной истории», – написано в пресс-релизе компании.
Кроссовки оказались не единственной обувью, ставшей причиной общественного резонанса👊🏾На той же неделе у бренда американской певицы Katy Perry Collections обнаружились «расистские мюли» стоимостью $129. Туфли с изображением лица были представлены в нескольких цветах, но именно в черном отчетливо напоминали блэкфейс. Новость быстро распространилась среди пользователей соцсетей, и 11 февраля мюли оказались недоступны для покупки онлайн.
Как утверждают представители бренда, линейка обуви была посвящена современному искусству и сюрреализму, а сама певица так прокомментировала обвинения расизме:
«Я расстроилась, когда узнала, что эти туфли сравнивают с образами, напоминающими темнокожее лицо. Мы не намеревались никому причинить боль»
Итальянский дом моды Gucci, видимо, решил не обращать внимание на все эти конфузы в мире моды и тут же представил черный свитер-балаклаву, стоимостью $890 с прорезью для рта, декорированной изображением объемных красных губ🤯👄 Скандал разразился спустя несколько минут после того, как этот предмет гардероба, делающий обладателя похожим на блекфейс, представили публике. Бренд назвали «омерзительными циниками» и «расистами». На следующий день Gucci изъяли водолазку из продажи и официально принесли извинения: «Мы привержены идее расширить разнообразие в нашей организации и извлечь из этого инцидента опыт для команды и не только».
Увы, это не помогло: Instagram заполонили призывы темнокожих активистов не покупать вещи марки, которую раньше весьма ценили рэперы афроамериканского происхождения, а также видоролики, на которых бывшие поклонники Gucci сжигают любимую в прошлом одежду🤬
4. Для красного словца🤕
В начале осени 2018 года модный бренд Diesel презентовал рекламный ролик своей новой коллекции Ha(u)te Couture, посвященной жертвам травли в интернете. Герои видео появляются на экране в футболках, куртках и толстовках с надписями «педик», «шлюха», «жирная», «чудило» и т.п. 🤬В видео поясняется, что это реальные комментарии от хейтеров, которые герои рекламы — Ники Минаж, Gucci Mane, Белла Торн, Йованна Вентура и другие — получали в социальных сетях😳
Как утверждают представители Diesel, если относиться к обидным словам проще, буквально выставляя их напоказ, они перестанут ранить. «Чем больше ненависти ты носишь — тем меньше тебя это волнует», — говорится в слогане коллекции. Однако покупатели идею не поддержали и объявили массовый бойкот бренду, вполне заслужено назвав дизайнеров гомофобами, а всю коллекцию - сексистской и пропагандирующей ненависть в обществе.🤮
Тем не менее, Diesel отказались идти на поводу у собственных покупателей и продолжают отстаивать право на такой вид борьбы с оскорблениями. Представители бренда даже опубликовали фото девушки в куртке с надписью «Diesel мертв» — комментарием, с которым в интернете столкнулся сам бренд.
Идентичная история приключилась и с благотворительным проектом интернет-магазина Revolve, также направленным на борьбу с травлей в интернете. В сентябре 2018 года Компания, совместно с брендом LPA, создала ряд свитшотов с оскорбительными надписями, которыми, как выяснилось позднее, хотела поддержать девушек:
«Быть толстой — это не красота. Это оправдание»
«Если бы её лицо заменили на твою задницу, это было бы всё равно лучше, чем её лицо».
«Шлюха. Феминистка. Ночной кошмар».
«Ужасный итог современного феминизма».🤐
Представители Revolve пояснили, что изображённые на свитерах цитаты должны были подчёркивать глупость подобных утверждений🤷🏼♀️Волна возмущения захлестнула Twitter, начавшись с поста британской плюс-сайз-модели Фелисити Хейворд, которая первой обнаружила свитшот среди новинок на сайте Revolve.
В итоге, свитшоты сняли с продажи, а бренд LPA принес свои извинения в Instagram:
«То, что было задумано как манифест о современной интернет-культуре и её отношении к современным женщинам, оказалось ошибочным. Мы планировали выпустить релиз с подробным объяснением о том, что это за коллекция, но, к сожалению, этого не получилось. Теперь мы можем лишь принести извинения всем поклонникам нашего бренда и поддержать Revolve в их решении удалить товар с сайта».
Одним из самых заметных скандалов 2019 года стала рекламная кампания, запущенная Reebok Russia 7 февраля❌ #НиВКакиеРамки - это российская адаптация международной кампании #BeMoreHuman, слоганы которой призывают девушек не тушеваться и не бояться собственной силы.
Часть слоганов для российской аудитории были придуманы феминисткой Залиной Маршенкуловой, один из которых спровоцировал заметный общественный резонанс. Лозунг «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо» назвали агрессивным и намекающим на сексуальную эксплуатацию мужчин, что противоречит идее равенства полов. В тот же день рекламные баннеры удалили и заменили на более нейтральные, а представители Reebok поспешили сообщить, что текст слоганов не был согласован с их головным офисом🥴. Позже это заявление опроверг уволенный маркетолог, запустивший эту рекламную кампанию в России.
Чем же изначально являлись все эти ляпы мира моды и дизайна? Досадным совпадением или плохо скрываемым протестом? Пишите в комментариях, что лично Вы думаете по этому поводу😏 И, конечно, же подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк, если эта статья оказалась интересной.