В задании 23 проверяется умение выпускника найти в тексте предложения определенного типа речи. Они называются функционально- мыслимыми, но мы будем говорить кратко: типы речи.
Вспомним, какие типы речи выделяются в нашем языке. Их три: описание, повествование и рассуждение. Уже в названии типов заключена шпаргалка- что. Улам искать. Если нас просят найти описание, то это значит, что в этом/этих предложении(ях) будет дан ответ на вопрос: какой предмет или существо/человек изображён в тексте. Также будут даны отдельные признаки. Ну что-то типа раскидистой зеленой березы.
В повествовании, понятное дело, будет повествоваться, то есть рассказываться о чем-то или ком-то. А значит, в этой истории герой будет действовать, двигаться, меняться. Я можем увидеть начало действия, его развитие и завершение.
В рассуждении будем искать ответы на вопрос: почему? Здесь будут пояснения, точка зрения автора, утверждение или опровержение, то есть аргументы «за» или «против».
Есть отличная шпаргалка для выполнения этого задания - определения типа речи. Представьте, что у вас в руках фотоаппарат или мобильный телефон с камерой. Это проще представить современному школьнику.
Для описания вам понадобится сделать один кадр, и ваша раскидистая зелёная береза попадёт в него полностью. Для повествования несколько кадров. Допустим, собачка подбежала к березе, обнюхала ее, сделала круг вокруг ствола и убежала дальше по своим делам. А вот рассуждение сфотографировать невозможно, так как невозможно на кадрах запечатлеть причинно-следственные связи.