Невидимость противопоставлена жестокости. Сравнивают ту жестокость, которую не видит общество, к примеру, жестокость по отношению к женщине. Главная тема — токсичность отношений. Страх, который вселяет Невидимка, распространяется, как ядовитый газ. И все это представлено в научно-фантастическом триллере Ли Уоннелл, который осмелился превратить часто замалчиваемую тему абьюзерских отношений в нечто осязаемое. Наполненная постоянным психологическим страхом, который превосходит боль от любого синяка, оставленного мужем, гениальная, жанровая картина Уоннелла усиливает эту боль главной героини Сесилии Касс (Элизабет Мосс) в каждом моменте, убеждая нас, зрителей, чувствовать тоже самое. Прямо здесь. Прямо сейчас. Под тканью одежды, где-то внутри, за солнечным сплетением, вы вспоминаете те слова, которые оставили шрам на вашей душе.
Съемка не далась легко. Стоит начать с того, что для режиссера стояли границы в сюжете, ведь сценарий основывается на классике Джеймса Уэйла (около 1933 года), адаптированной по одноименному роману Герберта Уэллса 1897 года. И если в те времена фильм смотрелся как невероятная фантастика, после которой ходили с открытым ртом еще неделю, то нынешний фильм был создан благодаря новому феминистическому веянию #MeToo. Теперь богатые дядьки всего мира опасаются как бы за шаловливые дела не пострадали их вареные сосиски, оставшиеся без горячих булок. Конечно, кого-то может посадят, но при таком количестве денег... Ну, вы поняли.
Для тех, кто не знал: австралийский режиссер и сценарист Ли Уоннелл снял "Астрал" и "Пила", поэтому имеет достаточно опыта для построения визуального шедевра. Что тут скажешь, он сделал реальный шедевр в плане визуализации. И чем-то его работа в деталях напоминает работы Дэвида Финчера (к примеру, "Зодиак") и Джеймса Кэмерона. Получился фильм-монстр, который станет классикой нового мира, своеобразными скрижалями современных страхов. Но многие скажут, что это старое кино, но снятое по-другому, необычно. И они тоже будут правы.
Автор картины создал Невидимку не просто как героя, но еще и для направленности определенных чувств. Направленность эта, как акцент в языке, выражается в одиночестве, эмоциональном насилии, жестоком обращении. Стефан Душьо с помощью элегантных, умных движений камерой в спальнях, на чердаках, в ресторанах и уединенных особняках, снял эпизоды, где есть постоянная составляющая: настойчивый фокус на изоляции Сесилии. Эта изоляция, усиленная дьявольским счетом композитора Бенджамина Уоллфиша, оказывается самым острым ножом ее невидимого врага. Смертоносное оружие, которое другие отказываются видеть и признавать.
Но можно сделать один выдох (ибо во время фильма стараешься не дышать) — Уоннелл не оставляет нас в бесконечном состоянии одиночества в коварном, красиво оформленном и захватывающем триллере. Мы верим Сесилии беспрекословно, в то время как другие, по понятным причинам, отказываются верить, подвергая сомнению ее здравомыслие. Конечно, “сумасшедшая женщина, которую никто не слушает" — это давно эксплуатируемое клише, но в руках Уоннелла эта ошибка в конечном итоге приводит к заслуженным результатам. И да, по крайней мере, мы, зрители, находимся рядом с главной героиней от напряженного начала фильма, когда Сесилия просыпается рядом со своим спящим мужем-невидимкой, не показывая страх и хрупкость. Вместо этого мы обнаруживаем в ней нечто одновременно могущественное и уязвимое (более близкое к Саре Коннор из "Терминатора" по духу), когда она несется через лес, чтобы убежать от своего жестокого партнера Адриана (Оливер Джексон-Коэн), попадает в руки сестры Элис (Харриет Дайер) после некоторых головокружительных сюжетных поворотов и находит убежище у лучшего друга детства Джеймса (Элдис Ходж) — находчивого полицейского, живущего со своей дочерью-подростком Сидни (Сторм Рейд), которая мечтает пойти в школу дизайна, но отец не может оплатить обучение.
Изначально страдающая агорафобией (боязнь открытых пространств) Сесилия, наконец, заявляет об освобождении от жестокой фобии, по крайней мере на короткое время, когда богатый ученый Адриан совершает самоубийство, оставляя Сесилии огромную сумму денег, благодаря которой она безбедно будет жить дальше и оплатит колледж Сидни. Конечно, если что-то звучит слишком хорошо, значит есть что-то слишком плохое. Том (блестяще зловещий Майкл Дорман), управляющий имуществом и наследством своего покойного брата, дает подсказки: муж Сесилии на самом деле не умер. Кусочки головоломки складываются, и жена обнаруживает, что муж изобрел невидимость, которую он будет использовать, как пытку для нее, как реальность, которую она не сможет доказать никому. И вы увидите все: и левитирующие ножи, и стянутые одеяла, и жуткие побои (ненароком вспоминаешь "Паранормальное явление", все части). Кто-то в зале кинотеатра можете издать несколько криков от ужаса, предупреждаю.
Занявшая почетное место современной королевы сумасшедших героинь — вспомните "Ее запах", "Рассказ служанки", "Мы" и предстоящую "Ширли" — Мосс выделяется в этих жутких сценах с ее фирменной живостью, необычным взглядом и улыбкой, скрывающей угрозу. Как Сесилия, которая борется с садистом-мужем, разрушающим ее жизнь и психику, Мосс продолжает создавать то, чего мы так жаждем от женских персонажей: своего рода беспорядочную, но настоящую, правдивую жизнь, которой по-прежнему не хватает многим сегодняшним супергероям-женщинам. Сценарий и режиссура Уоннелла позволили Элизабет Мосс создать персонаж-символ, который отчетливо дает понять, что героем может стать каждый, главное, определить свою суперсилу.
«Невидимое таит опасность»
P.S.
С отзывом на сериал "Рассказ служанки" вы можете ознакомиться на нашем канале "A&V".