о нас, кто родился и рос на стыке эпох
Глядя из окна моей квартиры на пустые дворы, на снежные пейзажи без детских радостных криков и летящих в противника снежков, невольно вспомнила как это было лет 25 назад и даже раньше.
1. Каскадерские трюки.
Когда я была ребенком в моем дворе жила девочка Марина - пацанка-пацанкой, даже в различных детских ролевых играх она всегда играла мальчика. Вот эта-то Марина и научила меня плохому. Например, залезть на крышу гаража или сарая и оттуда с радостным визгом прыгнуть вниз, после победоносно смеяться, катаясь в сугробе. Или вот еще. Рядом как раз новый дом строился. Мы дети роем пропадали на стройке, лазили по еще непокрытым крышей стенам. Самой любимой забавой была спрыгнуть прямо с третьего этажа в комья разбросанной на земле стекловаты. Потом, правда, приходилось чесаться неделю, но желание каскадерствовать это как-то не отбивало.
Еще мы с ней гуляли по скатистым крышам хрущевок, забираясь туда либо через незапертый люк чердака, либо по пожарной лестнице.
Вообще ребенком я очень любила крыши. Так на даче у дедушки я часто пропадала на крыше сарая. Во-первых, рядом росла черемуха и набирая с веток в рот вязкие черные ягоды можно было сплевывать их вниз - на дорогу. А если и брат рядом, то и вовсе посоревноваться кто дальше выплюнет косточки. Так вот однажды я свалилась с крыши сарая вниз. Отделалась синяками и ушибами, но никому про этот случай не сказала, испугавшись, что мне запретят лазить на крышу.
2. Всем двором.
Сегодня если и гуляют дети на улице, то это максимум компании из человек 5 не больше (если, конечно, это не подростки, у которых другие интересы). А тогда нас собиралась огромная разновозрастная орава из всех ближайших подъездов. Мы строили штабы и снежные крепости, прокладывали ледовые тоннели, чтобы ползать по ним: заползаешь в отверстие и оказываешься под снеговой горой, через какое-то время выползаешь с другой стороны). Было страшно, местами ощущалась нехватка кислорода, но на прелесть любимой забавы это не влияло.
Особенно запомнились игры в прятки. Тогда еще косить траву на площадках возле домов не было принято и к июлю она вымахивала, порой, ростом с дошкольника. Так вот не долго думая я ныряла в траву и замирала, слыша шаги галящего .
3. Игры со взрослыми.
Я могу вспомнить 2 таких человека. Первый - дядя Леня, папа мальчика из нашей компании, мать которого торговала спиртом. Дядя Леня всегда был на веселе, а значит учил нас новым играм. Например, "У колодца!". Мы становились в круг, дядя Леня подкидывал кверху мяч, называя чье-то имя, и после мы все дружно разбегались...
Второй - это Вася. 30-летний мужчина, не женатый, бездетный и, как видимо, полный комплексов. Он играл с нами в снежки и хозяина горы (когда мы всей сворой набрасывались на него, и он разбрасывал нас по сугробам под одобрительный визг). Еще Вася кормил нас мороженным и постоянно делился семечками. Иногда в пасмурную погоду мы сидели у него в квартире, уплетая сладости, а также катая по полу мяч. В наше время, думаю, такой Вася бы обязательно оказался под подозрением полиции и общества во всяких нехорошестях. Но тогда к этому проще относились и Вася для нас был просто товарищ по играм. Конечно, когда мы стали подростками на Васины игры с детьми уже смотрели иначе, с неким высокомерием и долей непонимания.
4. Горох и воля.
Во время летних школьных каникул родители отвозили меня в деревню к бабушке. О этот сладкий вкус полной свободы, вот она воля, которую воспевали наши предки. Бегать по жарким солнцем дни на пролет босиком по песку и лужам, пропадать на поляни и на краю леса, лакомясь земляникой и черникой (о том, что есть опасные клещи нас как-то не предупреждали, да и по правде когда я была ребенком они меня не кусали, хотя бегала по лесам в футболке и шортах). В избу бабушки, наигравшаяся со сверстниками, я прибегала за полночь. А на утро меня ждали душистые оладьи на простокваше и стакан парного молока.
Недалеко от деревни раскинулось колхозное гороховое поле (кормовой горох для скота). Тогда оно казалось мне необъятным. Мы с ребятами в тихаря наведывались на него, чтобы собрать полные пакеты зеленых стручков. Было боязно, что нас увидит сторож и накажет за воровство. Но никто нас не наказывал и даже ловить не собирался.
Собранный горох мы ели следующие два дня, и когда драже заканчивались принимались за кожицу стручков.
5. Железные качели.
Как же забыть этот атрибут советского и немного постсоветского детства. Железные, крашенные и с деревянной перекладиной. Уж если от этой метающейся туда-сюда громадины случайно прилетит тебе по голове - мало не покажется, можно так и звездочки увидеть. Мне лично прилетало пару раз. Но уже через минут тридцать я снова взбиралась на качели, чтобы раскачаться до стукалки (в смысле, когда боковые перекладины будут стукаться о верхние).
Но качели уступали "гигантскому шагу - толстенному железному столбу к которому с разных концов были привязаны веревки, оканчивающиеся петлей. Суешь ногу в петлю, разбегаешься, отталкиваешься одной ногой и летишь... Главное, делать это грамотно, чтобы головой не угодить в этот самый железный столб, иначе в лучшем случае отделаешься здоровенной шишкой.
6. Раздолье для творчества.
Конец 80-х с его дефицитом и начало 90-х с их безденежьем привел к тому, что игрушки приходилось делать самой. Мы с девчонками отрывали желтый одуванчик, нанизывали его стебель на проволочку - ну чем не тело в юбочке. Из второго одуванчика мы изготавливали голову с длиннущими вьющимися волосами - получалась куколка.