Найти тему
Brainchild

Неустойчивая мода или темная сторона эко-маркетинга

1. «Я повторяю свой вопрос: «Ура?» (В.Вишневский)🤔

На волне моды на этичное и экологичное производство и потребление, все больше известных компаний проявляют инициативу и внедряют новые программы устойчивого развития. К примеру, Prada, Adidas, H&M и PVH (Calvin Klein + Tommy Hilfiger) уже пообещали к 2030 году полностью перейти на органический хлопок и переработанный пластик.🙌🏻

Коллекция H&M Conscious
Коллекция H&M Conscious

Но, не смотря на все оптимистичные заверения брендов, эксперты не торопятся делать радужные прогнозы.

Global Fashion Agenda в редакции 2019 года отмечает, что индустрии моды требуются более глубокие системные преобразования, чтобы приблизиться к поставленным ООН целям по устойчивому развитию📊. Прежде всего, аналитиков беспокоит ежегодный рост объема потребления одежды и обуви, который, пришпоренный концепцией Fast fashion, к 2030 году может достигнуть отметки в 100 млн тонн. При этом, по статистике, лишь 1% материалов, произведенных для пошива одежды, перерабатывается во вторсырье😐.

Ситуацию усугубляют особенности законодательства различных стран. Так в июне 2019 года британское правительство отклонило сразу несколько предложений, направленных на борьбу с «одноразовой модой», а в США таможенные правила вынуждают компании сжигать нераспроданную импортную одежду — за ее уничтожение предусмотрено возмещение уплаченных пошлин😬

В итоге, даже компании, поддерживающие принципы устойчивого развития, продолжают уничтожать невостребованные товары😔

Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat /Tim Van de Velde
Мусоросжигательный завод в Роскилле © Designed by Erick van Egeraat /Tim Van de Velde

К примеру, бренд H&M, который активно продвигает идеи осознанной моды и даже спонсирует конкурс технологий, направленных на снижение негативного влияния фэшн-индустрии на окружающую среду, в 2017 году был обвинен в сожжении абсолютно новой одежды🙅🏼‍♀️

Журналисты датского телевидения в программе Operation X провели расследование, которое выявило, что H&M за несколько лет отправили на костер 60 тонн нераспроданных товаров — в сюжете приводятся доказательства очевидцев.

Компания попыталась опровергнуть эти обвинения, пояснив что утилизировала таким образом продукцию, которая не отвечала требованиям к безопасности. Но журналисты решили пойти дальше и обратились в KARA / NOVEREN — компанию по утилизации , услугами которой пользовались H&M. KARA / NOVEREN предоставили две пары брюк из партии, которая готовилась к уничтожению. Репортёры отдали их на независимую экспертизу вместе с двумя аналогичными парами брюк из магазина H&M. Все четыре пары были протестированы по широкому спектру химических веществ и признаны абсолютно безопасными‼️

Кадры из телепередачи Operation X
Кадры из телепередачи Operation X

2. Грязные методы чистая прибыль🤑

Подобные скандалы — не редкость. Стремление современных брендов во что бы то ни стало сохранять имидж устойчивых — экономически оправдано, каким бы лицемерным ни выглядел результат этих стараний. При этом, мимикрировать под eco-friendly гораздо проще и выгоднее, чем перестраивать отлаженные десятилетиями процессы производства и сбыта🌐

К примеру, представители Нью-Йоркского бренда SiiZU заявили, что всерьез обеспокоились минимизацией углеродного следа от своего производства, и потому решили перенести пошивочные цеха и поставщиков в Монголию и Китай. И конечно же, стоимость рабочей силы и материалов в этих странах никак не повлияли на решение компании!🤦🏼‍♀️

Фото с сайта SiiZU
Фото с сайта SiiZU

Яркие псевдоэкологичные маркетинговые стратегии стали настолько популярны, что даже обзавелись отдельным названием - green washing или «зеленый камуфляж»🤢.

Термин ввел в обиход американский эколог и активист Джей Вестервельд еще в 1986 году, написав статью о том, как владельцы гостиниц призывают своих гостей отказаться от ежедневной замены постельного белья и полотенец, чтобы тем самым «уменьшить ущерб экологии». Естественно, истинная цель такой просьбы — надавить на совесть посетителя и сократить расходы на стирке🤥

Источник: Яндекс Картинки
Источник: Яндекс Картинки

Маркетинговые стратегии green waashing отлично играют на психологии, заставляя потребителя переплачивать за одну только видимость вклада в будущее планеты или собственное здоровье. В 2014 году аналитическая компания Nielsen провела исследования с участием людей из шестидесяти стран мира, согласно которому около 55 % опрошенных были готовы платить больше, если компанию заботит то, как её продукция влияет на общество и экологию. А 52 % по крайней мере один раз покупали вещи таких брендов за последние полгода. Более половины респондентов сообщили, что изучали упаковку продукта, чтобы понять, наносит ли она вред окружающей среде.😯

Источник: Яндекс Картинки
Источник: Яндекс Картинки

В чем же причина такой популярности «зеленого» маркетинга? Во-первых, подавляющее большинство людей всегда рады возможности почувствовать себя осознанной личностью, особенно если для этого не нужно прилагать огромные усилия.

К примеру, когда мы переводим очередную копеечку на благотворительность, нас охватывает, с одной стороны, чувство облегчения, что в трудной ситуации мы не остались безучастны, а с другой — гордость и воодушевление. Эти сильные эмоции заставляют забыть о невозможности проследить, на что на самом деле будут потрачены наши деньги.

Фото с сайта Picabu.ru
Фото с сайта Picabu.ru

И в этом заключается главная составляющая успеха green washing — современному человеку некогда (а иногда и просто лень) проверять, что скрывается за громкими лозунгами или слезовыжимательными картинками🤷🏼‍♀️.

Фото с сайта ludidela.ru
Фото с сайта ludidela.ru

Таким образом, бренды предлагают нам за сравнительно небольшую плату почувствовать себя не бездумными потребителями, но самоотверженными борцами за будущее планеты. А то, что на футболку из органического хлопка ушло столько же воды, сколько и на ее «не устойчивого» собрата — остается за кадром.❌

3. Непопулярная биология🦠

Еще одной темной стороной моды на экологическую обеспокоенность стала дискриминация обнадеживающих новостей.

Например, если Вы наберете в строке поиска «океан пластик», то сразу же наткнетесь на удручающую информацию: согласно последним прогнозам Фонда Эллен Макартур, к 2025 году в океане на 3 тонны рыбы будет приходиться 1 тонна пластика, а к 2050 году пластик вытеснит рыбу из ее природного места обитания😵.

Эллен Макартур получает награду (фото с сайта barque.ru)
Эллен Макартур получает награду (фото с сайта barque.ru)

И только в низу второй страницы (до которой добираются лишь самые настойчивые) выпадет статья о том, что еще 8 сентября 2018 года молодой изобретатель, основатель компании Ocean Cleanup, Боян Слат запустил у побережья Сан-Франциско систему по очистке морей, которая собирает 50 тысяч тонн океанического пластика ежегодно✅

Фото с сайта naukatehnika.com
Фото с сайта naukatehnika.com

А информации об открытии бактерии Ideonella sakaiensis 201-F6, которую обнаружили в океане еще в 2016 году, не будет вовсе. При том, что это бактерия использует в углеродном и энергетическом обменах полиэтилентерефталат (ПЭТ) — вещество, которое применяется для изготовления пластиковых емкостей. Достаточно лишь поместить колонию этих бактерий в места скопления продукции из полиэтилентерефталата — и он будет разложен на экологически чистые компоненты.♻️Более того, похожие свойства были открыты и у небольшой группы грибов и зоопланктона.

Инфографика из Википедии
Инфографика из Википедии

Создается впечатление, что СМИ и аналитики с большей охотой тиражируют именно негативные прогнозы. И хотя я полностью поддерживаю призыв экологов создавать меньше отходов, потреблять осознанно и ставить во главу угла будущее, а не сиюминутную выгоду, методы воздействия на умы населения вызывают у меня массу вопросов🤬

4. Подведем итоги⚖️

Вспыхнувший в обществе интерес к проблемам этики и экологии — несомненно хороший знак, и мода на осознанное потребление скорее говорит о росте культурного уровня человечества в целом🌍. Даже компании, эксплуатирующие образ устойчивого бренда, привносят позитивный вклад в индустрию моды.

Однако мы находимся в самом начале пути к осознанности, и чтобы от замечательной инициативы не осталась лишь красивая, но пустая обертка, делая выбор, мы должны с большей заинтересованностью относиться к каждому его аспекту☝🏻

Дорогой друг, а как Вы считаете, окажутся ли полезными стратегии устойчивого развития? Пишите в комментариях свои соображения и, конечно же подписывайтесь и ставьте лайк, если Вам понравилась статья❤️