С давних времен для связи монархов с народом существовала каста людей на службе и во многих случаях даже без материального вознаграждения, а на собственное пополнение средств за счет народа.
Чиновники - современная тема, но с большими историческими корнями, еще в 19 веке при строительстве железной дороги, Столыпин, сказал, что если бы эту задачу построить ж/д дорогу отдали чиновникам - она бы построилась через сто лет или не построилась никогда. Эту задачу решили предприниматели-коммерсанты, которым позарез нужна была дорога.
В нашей культуре нет протестантского долга, немецкой педантичности, когда порядок есть порядок, а есть бюрократия.
Сама по себе бюрократия - власть стола - как научный метод управления по законам, правилам, распорядительным документам имеет место быть. Другое дело - кто и как ею пользуется. Врач, который не поднимает глаз от компа, учитель, который вместо обучения описывает процедуру обучения, ответы на обращение граждан содержат пояснения почему, а не саму помощь. А вы обращали внимание, что маленький начальник гораздо больше изливает высокомерия и презрения, чем большой начальник, который может дать распоряжение на исполнение. А в большей части все ответы содержат пояснения, почему этого сделать нельзя.
На заре советской власти В.И. Ленин объявил войну бюрократии и тотальный контроль за работой чиновников. Он писал, что без победы над формальной бюрократией невозможно построить гармоничное общество. Именно этому была подчинена организация парткомов куда можно было пожаловаться по всем вопросам и там разбирались. Как любая система, это работало с поправкой на человеческий фактор, и зависело от уровня самого исполнителя, но получало признание в народе.
Проблема, когда, просящий уже с начала ставит себя на колени и оказывается во власти чиновника.
Проблема, когда обращение в высшую инстанцию отсылается обратно в низшую инстанцию на рассмотрение.
Проблема, когда получив должность, чиновник начинает трястись, чтобы ее не потерять. За бездействие не наказывают, а выбор действия возможно наказуем.
Проблема, когда не обладая правом собственности, чиновник распоряжается этой собственностью.
Проблема, когда раздавая обещания, чиновник не несет за них ответственности.
Проблема, когда чиновник, плотно сидит и раздулся от собственного превосходства и откровенно презирает всех, кто ниже его.
Есть сила и она начинает действовать в интернете, правозащитники и юридические консультации. Получить нужную консультацию - отличное подспорье в своей борьбе за справедливость.
Народный фронт, созданный для борьбы за справедливость, как-то больше светится на публичных мероприятиях. По крайней мере в наших краях.
От какой мотивации зависят долг, честь, совесть за свое дело?
Как перестать толковать суть дела в пользу администрации. Например, принципы самоуправления муниципального общества, положенные по уставу, подменяются административным ресурсом. Так как никто из электората не обладает информацией, опять-таки, положенной по уставу.
Мне как-то сказали, что в России любая инициатива наказуема.
Неужели положение безвыходно?
Современный проект электронных ГосУслуг в небольшом радиусе действия - перспектива для взаимодействия, но пока слишком узок и большая часть населения не готова его использовать. Интернет сайты по контролю работают только в больших городах.
Так, что бюрократия как родительница коррупции пока на коне.