Почему дети не говорят, даже если знают все слова, какова роль видео на уроке и как побороть предубеждение родителей насчет мультиков – своим опытом делится автор курсов для преподавателей и эксперт в обучении языкам Татьяна Фанштейн.
Почему он не говорит?
Говорение на уроках английского волнует почти всех преподавателей. Одно дело, если ученик взрослый и просто боится выглядеть глупо, говоря на незнакомом языке. Другое дело – ребенок. Сказать что-то на английском для него – действие непривычное, и ученик стремится его избежать. Так что если дети молчат – скорее всего, они просто не привыкли, а учитель не дал им достаточно попрактиковаться в говорении.
Ситуация: ребенок делает все упражнения, запоминает новые слова, но в собственной речи все равно пользуется ограниченным числом лексики.
Использовать новую лексику непросто. Наш мозг стремится избежать любых сложностей и нововведений, и это естественно. Чтобы новые слова стали привычными, нужно создать мотивацию. Чем проще и конкретнее, тем лучше.
Например: чтобы получить игрушку, нужно правильно попросить ее по-английски. Кто первый правильно попросил, тот первый ее и получает (хотя в конечном итоге игрушки все равно получают все).
Как поможет видео?
Материал к уроку должен быть ярким, чтобы ради него захотелось действовать. Видео подходит для этого по всем параметрам. Наши ученики – люди с клиповым мышлением, им легче воспринимать яркие и кратковременные образы, быстро сменяющие друг друга. Недаром так популярны Stories в социальных сетях и TikTok – они как раз построены по принципу быстрой смены кадров.
Ситуация: ребенок с удовольствием смотрит мультфильмы на английском, но говорить так и не начал.
Часто учителя дают смотреть мультфильмы целиком без дополнительного обсуждения. Тогда малыши привыкают, что они просто смотрят, – а если остановить видео и попытаться дать задание, дети будут ужасно недовольны. Более того, они так и не начнут говорить, ведь нет мотивации – весь мультик уже показали.
На уроке английского видео – это мотивация к говорению. Смысл в том, чтобы дети говорили до, во время и после просмотра видео (остановки и обсуждение обязательны).
Другие фишки и лайфаки для работы с видеоматериалом подробно разобраны на мини-курсе «Смотреть, чтобы говорить» от Skyteach School. На курсе вы не только узнаете этапы работы с роликами, но и научитесь быстро подбирать подходящие для конкретных уроков.
А если родители против?
Ситуация: родители против того, чтобы ребенок смотрел видео на занятии английским, считают это пустой тратой времени, потому что «мультики он и дома включит».
В таком случае нужно обсудить роль видео с родителями. Договоритесь о встрече, где вы объясните и покажете, сколько возможностей для обучения нам дает видеоматериал. Главное – донести до родителей, что вы не просто смотрите мультики на уроках, а учите детей разговаривать.
Например: снимите фрагмент урока и отправьте его родителям. Пусть они увидят, как ребенок увлечен и как охотно он выполняет задания. Вряд ли после такой беседы они продолжат настаивать на отказе от видео.
Кроме того, чтобы ребенок научился говорить на английском, очень важно, может ли он практиковаться за пределами класса. Включайте родителей в процесс обучения! Если вы работаете с мультфильмом на уроке, сделайте короткое видео, как именно это происходит, и отправьте родителям с комментариями. Пусть посмотрят и попробуют повторить – так у ребенка будет дополнительная практика!
Где больше узнать о работе с видео?
Чтобы научиться правильно использовать видео на уроке, разговорить учеников и быстро подбирать подходящие материалы, пройдите мини-курс «Смотреть, чтобы говорить» от Skyteach School. Автор курса Татьяна Фанштейн подробно расскажет обо всех нюансах работы с роликами и покажет видеопримеры реальных занятий. Весь мини-курс можно пройти за 3 часа и сразу же применять в работе! А присоединиться можно в любой момент благодаря современному формату занятий self study.