Найти тему
Кинодзен от Drona

Оскароносный фильм "Джокер" - зловещая улыбка от безысходности и упадка общества или смех без причины?!

Всем привет!

«Джокер» - американский психологический триллер. Главную роль исполняет Хоакин Феникс. На 92-й церемонии вручения премии «Оскар» (09.02.2020 г.) фильм «Джокер» был номинирован в одиннадцати категориях, включая лучший фильм и лучшую режиссуру, одержав победу в двух номинациях: Хоакин Феникс получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль, а композитор фильма Хильдур Гуднадоуттир - за лучшую музыку к фильму. Феникс и Гуднадоуттир также получили «Золотой глобус» и BAFTA. Фильм был в целом положительно принят критиками, редакция сайта «Кинопоиск» по итогам года внесла «Джокера» в список лучших фильмов 2019 года.

Ну, а теперь от хвалебных отзывов, перейду к моему личному субъективному мнению по поводу "Джокера".

Первое, что хочется сказать, что ко вселенной Бэтмена этот фильм можно отнести с большой натяжкой. Да, здесь есть знакомые персонажи, локации, узнаваемая атмосфера Готэма, но назови по другому героев, место действия и т.д., ничего бы не поменялось, это была бы все та же социально-психологическая драма. Это может быть даже и плюс, т.к. не всем зрителям интересны комиксы, где главные герои переодеваются в облегающие костюмы и вершат правосудие, а вот просмотр серьезного фильма вполне может прийтись по вкусу.

Второе, Хоакин Феникс в роли Артура Флека/Джокера. Если рассматривать актерскую игру, то для меня, как обычного обывателя, она великолепна, собственно так же посчитали и люди, профессионально разбирающиеся в кинематографе, вручившие ему "Оскара" в номинации "за лучшую мужскую роль". Но если все таки отталкиваться от будущего противостояния Бэтмена и Джокера, стоит отметить, что бросается в глаза разница в возрасте Артура Флека и маленького Брюса Уэйна. Артур Флек в исполнении Хоакина Феникса (на момент съемок Хоакину Фениксу порядка 45 лет, плюс он сбросил для роли около 24 кг, что тоже его не молодит) выглядит минимум 40-летним мужчиной, в то время как Брюс Уэйн показан 6-8 летним мальчиком, соответственно не понятно, как Джокер сможет не только развиться в супер злодея, но и оставаться достойным соперником Бэтмена, лет так через 20? Кроме того, лично для меня, Джокер в исполнении Хоакина Феникса, вызывает больше жалости к психически нездоровому человеку в жестоком мире, чем страха перед воплощением безумного зла, как это было с Джокером Хита Леджера в Нолановском "Темном рыцаре".

Слева направо: Джокеры Хоакина Феникса и Хита Леджера соответственно
Слева направо: Джокеры Хоакина Феникса и Хита Леджера соответственно

Теперь рассмотрю некоторые аспекты нашей жизни, визуальные аллегории, актуальные темы, на которые я обратил внимание в фильме и которые заставляют задуматься.

Артур Флек представлен в фильме как психически больной человек, который не может найти себя в жизни и которого не замечают в обществе. Он даже делает запись в своем дневнике: "Я надеюсь, что моя смерть будет иметь больше смысла, чем моя жизнь". Вообще, множество цитат из фильма, очень точно отображают нашу действительность и вот от этого по настоящему становится страшно, вот несколько из них:

"Худшее свойство психического заболевания состоит в том, что люди ожидают, что вы будете вести себя так, будто его у вас нет."

"Что ты получишь, если смешаешь психически больного одиночку с обществом, которое игнорирует его и обращается с ним как с мусором? Ты получишь то, что заслужил."

"Это я... или весь мир сходит с ума?"

А ведь действительно, жизнь человека в глобальном смысле довольно таки коротка. И в чем же заключается смысл нашей жизни: первую четверть своей жизни мы учимся жить в обществе и быть полезным этому обществу; вторую и третью четверть (особенно с повышением пенсионного возраста) мы без устали должны работать, чтобы иметь возможность есть, пить, растить детей, иметь какие-то блага цивилизации и если удастся, то периодически уделять время любимому хобби, семье, путешествиям, саморазвитию; и заключительную четверть, если брать российские реалии, человек просто доживает (в исключительных случаях, он может позволить наконец-то посвятить себя тому, что ему действительно интересно и на что не было времени в период своей профессиональной деятельности). При этом большая часть нашей жизни проходит в постоянном стрессе и страхах, например, страхе потерять работу; страху утратить здоровье, а значит опять же потерять работу и средства к существованию; страха не справится с поставленными задачами на работе и т.д., и т.п. А что позволяет нам справляться с этими стрессами и страхами, в России - это принцип "каждую пятницу я в гав...но, а в понедельник я огурцом", хотя не только в России, даже в казалось бы благополучной Японии, придерживаются такому принципу, более того, на ежедневной основе. Артур Флек в фильме ходит хотя бы к социальному психотерапевту - пусть безучастному к его переживаниям и мыслям, но выдающему ему рецепт на лекарства, которые хоть как-то сдерживают прогрессирующую болезнь. Собственно увольнение социальных психотерапевтов, а значит лишение доступа к спасительным препаратам, стало еще одной каплей к надлому главного героя и превращению его в ненормального убийцу. По этому поводу хочется поговорить о российской действительности: а к кому человек в нашей стране может обратится за помощью в случае стрессового изнеможения? Практика обращения к психотерапевтам у нас, честно говоря, не очень развита, особенно в небольших городах. Ведь согласитесь, что далеко не каждый решается обратиться за профессиональной помощью в случае психологических проблем, из-за боязни (причем вполне обоснованной), что тебя примут за душевно больного и вместо помощи ты найдешь себе только больше неприятностей. Радует, что кинематограф, который помимо развлекательной функции, должен вести и просветительную деятельность, в последнее время обращает внимание на эту проблему, показывает, что обращение к специалистам со своими душевными проблемами - это нормально и ничем не отличается от обращения к врачу при простуде. "Джокер" наглядно показывает, что может случится с человеком, в случае отсутствия профессиональной помощи в жестокой социальной среде.

Из предыдущего блока размышлений вытекает еще одна серьезная тема. Это бесконечные обсуждения по поводу легализации ношения короткоствольного боевого огнестрельного оружия в России, как любят часто говорить: "как в Америке" или "как на западе".

-3

Американо-канадский фильм "Джокер" показывает, что Артур Флек вполне нормально воспринимает, когда его коллега (как выясняется не из благих целей) дает ему пистолет, якобы для защиты, после нападения подростков. Ношение гражданского боевого оружия для "американского" общества - это вполне стандартная ситуация (хотя конечно же там существует множество ограничений на это право). Так вот, лично для меня, в существующих российских реалиях, законодательное разрешение на ношение боевого огнестрельного оружия не приемлемо. Ведь даже сейчас, не имея этого права, что происходит, например, на дорогах страны: ДТП или элементарное "не уступил дорогу" - зачастую заканчивается мордобоем с применением всех подручных средств, а если этим средством будет пистолет? Другая сторона: вполне законопослушный гражданин, приобретает пистолет исключительно для самообороны и защиты своих близких и своего имущества. Тогда нужно кардинально менять законодательство, ведь сейчас очень много примеров, когда человек защищал себя, своих близких или нуждающихся в помощи окружающих людей и в большинстве случаев выносится вердикт - превышение самообороны, такое ощущение, что тебя должны сначала убить, тяжело ранить, нанести непоправимый вред твоим близким, а только потом ты можешь дать хоть какой-то отпор злоумышленнику и то не факт, что будешь прав и останешься на свободе. Как мне кажется, все это ведет к тому, что многие люди проходят мимо жестокости по отношению к женщинам, детям, пожилым людям, не потому что они бесчувственные трусы, а потому что лучше добраться спокойно до дома к своей семье, а не читать хвалебные отзывы о "настоящем мужике" за решеткой. А что изменится, если у тебя под рукой в кармане будет лежать пистолет?

Другая тема, которую обнажает фильм "Джокер" - это проблема классового неравенства. С одной стороны, Томас Уэйн - богатый промышленник, "хозяин жизни", обещающий в своих предвыборных речах решить насущные проблемы города ("мусорная" забастовка по фильму) только в случае своего прихода к власти - стандартная схема любого чиновника, не правда ли? ;-), ставящий себя превыше обычных жителей Готэма, которых он называют клоунами и неудачниками. С другой стороны - Артур Флек, яркий представитель тех самых "клоунов и неудачников", чья и без того трудная жизнь усугубляется психическим расстройством. Очень точно расслоение общества Готэма подчеркивает цитата, произнесенная Джокером:

"Ааагхх, чего вы так распереживались из-за них? Если бы я умирал на тротуаре, то вы бы перешагнули через меня! Вы каждый день меня не замечаете! А эти парни? Что, если Томас Уэйн поплакался из-за них по телику?!"

Или вот что говорит уволенный социальный психотерапевт, призвание которого помогать людям решать психологические проблемы, учить верить и надеется на лучшее:

"Им наплевать на таких людей как вы, Артур, и тем более им наплевать на таких людей, как я."

На этом, я пожалуй, закончу излагать свои мысли про фильм "Джокер", дабы не превращать статью в диссертацию по социологии ))). Честно говоря, когда я задумался о написании данной статьи, то представлял себе разгромный монолог о том, что я не понимаю, почему фильм получил такие лестные отзывы, но с каждой строчкой я находил для себя в этом фильме новые грани, важные темы над которыми нам всем стоит задуматься, и вы не поверите, к концу написания я уже любил этот фильм, видимо в этом и есть сила искусства.

Всем огромное спасибо за внимание, особенно тем, кто все таки сумел дочитать до конца ;-)!!!

Если вам понравился такой формат статей, оставляйте свои комментарии и ставьте лайки. Нет, в любом случае оставляйте комментарии, интересен ваш взгляд на этот фильм! Подписывайтесь на канал, будет много интересного!