«Болезнь принимает здоровые формы».
Михаил Жванецкий
Первый канал на днях в программе «Док-ток» еще раз обратился к истории доцента-расчленителя и несчастной его жертвы Насти Ещенко. Представили настолько живописный материал тех событий, реконструированный талантливыми артистами, что я, случайно включив телевизор, поначалу подумал – а Соколов-то еще и видеозаписи делал…
Но досмотрев всё же это «действо», сопровождаемое вялыми комментариями Александра Гордона, я сделал вывод: и впрямь плохи финансовые дела телевизионных федералов раз они таким вот образом пытаются повышать рейтинг своего канала. А главное – не пора ли в общем-то задуматься, в том числе и телевизионному начальству, о том, что не всю грязь из современной российской действительности надо живописать? Впрочем, только ли им? А телезрителям, читателям, всем тем, кто и помогает формировать этот самый рейтинг или тираж изданий, которые принято именовать «желтыми»?
Один психолог всех их очень метафорично именовал «инвалидами минус первой группы». То есть внешне человек психически здоров, но вот стремление к «чудовищинке» заставляет слегка сомневаться в этом, и даже предполагать специалистам, что в состоянии аффекта или просто бытового опьянения он может совершить непредсказуемые даже для него самого действия.
В контексте остро сформулированной политиками в конце прошлого года проблемы семейного насилия рассматривали самые различные аспекты, и прежде всего социальные – расслоение общества, бедность, плохую работу образовательных учреждений и т.п. Но вот проблема «усталости» общества от медийной грязи и от всячески воспеваемой криминальной темы, проблема формирования при посредстве СМИ у детей и молодежи представления, что в России только две группы людей, активно влияющих на действительность – бандиты и менты, остались явно в стороне от дискуссий. Логично ведь: эта тематика создает рейтинг, а если он падает – нет рекламных доходов. А то, что от всего этого экономического расклада молодежь давно ушла в Интернет, где медийные приоритеты у нее совсем другие, похоже остается для топ-менеджеров откровением. Как и то, что массмедиа, помимо всего прочего, формируют определенные модели поведения людей.
Вот опять очередную глупость в московской бане совершила группа «золотой молодежи» – бросили в бассейн в небольшом помещении сухой лед, реакция соединения с водой сформировала газ, от которого погибли несколько человек. А что подтолкнуло к этому действу? Желание популярной «блогерши» поярче рассказать о праздновании своего дня рождения. Думаете, в глобальной Сети теперь на первом месте соболезнования семьям погибших? Откровенно говоря, нет. А, помимо всего прочего, рассуждения на тему «надо бы тоже попробовать».
Более мягкие формы инвалидности «минус первой группы», увы, встречаются каждому из нас чуть ли не ежедневно.
Один, извините, откровенный дурак, выбросил на днях кошку с седьмого этажа, а через день сообщение в информлентах о такой же судьбе собаки. СМИ во всех деталях живописали историю мальчишек, умело обчищавших в час пик супермаркет – и пошла череда подобных краж. Серия репортажей о травле одноклассников и даже учителей – отнюдь не остановила, а напротив, судя по обсуждениям в соцсетях, спровоцировала многих других подростков к таким же действиям.
Кто-то скажет, но это же информационные поводы для осмысления происшедшего? Да, конечно, но не нужно только из подобных сообщений формировать то, что именуется информационной картиной дня. В ряде стран даже приняли специальные нормативные акты, ограничивающие объемы негативной информации, транслируемые ТВ.
А в быту подобных «инвалидов» разных возрастов надо просто останавливать. Замечали, что в торговых центрах спецместа для настоящих инвалидов давно уже занимают все, кому не попадя? Впрочем, и сами их владельцы виноваты в этом, поскольку провоцируют, помечая этими желтыми знаками просто огромное количество чаще всего пустующих мест вблизи удобных входов в ТРЦ. Заставь исполнять закон о 10% мест на парковке для этой категории граждан, - доведут до абсурда.
В любом дворе 1-2 места, а здесь 42.
Ну, не приезжает враз их столько. Правда некие ушлые ребята тиражировали долгое время подобные знаки «под стекло» сотнями. Штраф в этом смысле для многих из них не самая большая потеря по сравнению с гарантированным местом. Гаишников на всех не напасешься. Остается взывать к совести?
Правда есть и другие способы. Я как-то задался вопросом: если ты, автомобилист, незаконно занял место инвалида – тебя могут оштрафовать. А почему в общественном транспорте не штрафуют тех, кто незаконно занимает места, предназначенные для детей и инвалидов? Кондуктору это не всегда с руки, пусть это делают контролеры. А пассажиры что – молчаливое большинство? Не всегда. Приведу картинку с натуры.
Трамвай заполнен под завязку. Все места, разумеется, заняты, а на первом сидении сидит паренек лет двадцати с наушниками в ушах. Рядом две пожилые женщины по этому поводу ведут речь о том, какая молодежь у нас невоспитанная. Говорят они громко, соседи вскоре тоже подключаются к разговору. Парень же явно делает вид, что не слышит. Вмешиваюсь и я:
- Что вы к парню пристали, может он инвалид.
-Ага, инвалид, - парирует одна из бабуль, - вон какой здоровый.
- А инвалиды разные бывают, может он…
Тут парень стремительно краснеет, но держится до последнего.
- Да нет, - подхватывает еще одна женщина, - если больной, мы что же не понимаем. Жалко их убогих…
На ближайшей остановке парень стремительно выскакивает, далее чуть не бежит куда-то.
Трамвай же принялся обсуждать тему совестливости.
- Совесть – последнее, что не дает любому человеку в отдельности, и всем нам вместе, скатиться в Средневековье, - резюмировал вдруг молчавший при разговоре мужчина в модной кепке.
Пассажиры враз замолчали. Но тишина не была гнетущей. Трамвай же вдруг стал даже позванивать как-то весело. А я именно тогда решил, что будет темой моего очередного поста.