Мой стаж работы в строительстве -почти 50 лет. Был руководителем крупного строительного предприятия, сейчас пенсионер. То, что происходит на строительстве космодрома «Восточный»- полная картина происходящего в строительной отрасли России повсеместно!!! При существующей системе ценообразования (базисно-индексный метод), взаимоотношениях между Заказчиком, Генеральным Подрядчиком и Субподрядчиком, системой заключения подрядных договоров, другого быть не может. Ведь вся эта система создавалась в Советские годы, при жестком нормировании затрат труда, материалов, заработной платы, норм и сроков проектирования, строгом регламенте проведения технико-экономических обоснований проектных решений на многовариантной проработке, государственного управления при заключении Подрядных Договоров. В России, в результате «либеральных реформ» всё перечисленное ликвидировано, а система осталась. Проектирование без ТЭО, без принятия наиболее экономичных решений, ускоренная подготовка документации для проведения торгов - всё это звенья одной цепи, ведущей к коррупции. Расчёт сметной стоимости , в основу которой лежат нормативы 2000года (!?) с пресловутым индексом инфляции, может привести как огромному завышению сметной стоимости так и её недостаточности, но никогда - к реальной. В этом причина коррупции и незаслуженной «посадки» невиновных и банкротств. До тех пор, пока в строительстве крупных государственных объектов основным правилом является оплата незавершённого производства (ежемесячные платежи), ничего в строительстве не изменится. Следует исходить из следующего: Капиталовложения в такое строительство –«длинные деньги», срок возврата которых- годы. В нормальной рыночной экономике – строительная продукция тоже «товар», и за него оплата должна производится при возможности использования, т.е после ввода в эксплуатацию. Естественно, что ни одна, даже самая мощная строительная компания не может иметь таких оборотных средств, чтобы строить объект за свой счёт. Следовательно, источником финансирования должны быть заёмные средства в виде банковского кредита. Принимая во внимание понятие «длинные деньги», этот кредит должен включаться в сметную стоимость, что крайне невыгодно государству. Это приведёт в существующих условиях к неоправданному обогащению банков. Кредитная ставка для такого строительства, должна быть понижена до минимального уровня - 1%- 2%. Это возможно будет, если Государство создаст свой государственный строительный банк, или будет передавать на конкурсной основе бюджетные средства крупным коммерческим банкам для кредитования строительства под минимальный процент. Тогда со строительного рынка уйдут «фирмы однодневки», «липовые Генподрядчики» без ресурсов - все те, кто не имеют «ликвидности» своих ресурсов. В этом случае Строительное Министерство и Заказчики будут вынуждены поменять существующую «варварскую» строительную экономику на эффективную, рыночную. И, главное, исчезнет широкое коррупционное поле, которое существует сегодня
.