Kaman K-MAX — американский гражданский вертолёт («летающий кран»), спроектированный специально для транспортировки грузов (массой до 2720 кг) на внешней подвеске. Опытный образец выпущен Kaman Aircraft в 1991, в 2007 продолжается мелкосерийное производство. Построен по традиционной для Kaman схеме синхроптера с двумя перекрещивающимися роторами.
История
В 30-х годах прошлого столетия, известный немецкий конструктор и изобретатель Антон Флеттнер, впервые разработал и построил вертолет необычной двухроторной конструкции Flettner-Doppelrotor. Необычность была в том что, два несущих винта располагались поперек продольной оси аппарата. Это была первая, так называемая поперечная схема двухроторного вертолета. Необычность аппарата Флеттнера заключалась еще и в том, что роторы на его конструкции располагались рядом друг с другом, а не были разнесены на концах крыльев как в схемах более поздних конструкций.
В его конструкции, оси вращения винтов располагались под углом 6 градусов друг к другу, плоскости вращения винтов пересекались. При запуске ротора казалось, что лопасти столкнутся и переломают сами себя. Но это было только кажущееся впечатление. Дело в том, что в конструкции была жестко зафиксированная механическая связь между валами привода лопастей. Она была синхронизирована, что полностью исключало возможность столкновения лопастей. Два ротора давали значительный прирост тяги, а их близость к центру масс вертолета, давала возможность обойтись без рулевого винта. Такая схема обеспечивала так же хорошую управляемость.
Технические характеристики
Экипаж: 1 пилот
Грузоподъёмность: 2721 кг
Длина: 15,85 м
Ширина: 15,67 м
Длина фюзеляжа: 12,73 м
Диаметр несущего винта: 14,73 м (каждый)
Высота: 4,14 м
Площадь, ометаемая несущим винтом: 340,9 м² (общая)
База шасси: 4,27 м
Колея шасси: 3,68 м
Масса снаряжённого: 2334 кг
Максимальная взлётная масса: 2948 кг
с подвеской: 5443 кг
Объём топливных баков: 865 л (+238,5 л дополнительный бак в грузовом отсеке)
Масса топлива во внутренних баках: 705 кг
Силовая установка: 1 × турбовальный Honeywell T53-17A-1
Мощность двигателей: 1 × 1350 л.с.
(1 × 1007 кВт (взлётная))
Лётные характеристики
Максимально допустимая скорость: 185 км/ч
с подвеской: 148 км/ч
Практическая дальность: 494 км
с подвеской: 369 км
Продолжительность полёта: 2 ч 41 мин
с дополнительным баком: 3 ч 41 мин
Практический потолок: 4572 м
Статический потолок:
с использованием эффекта земли: 8020 м
без использования эффекта земли: 8875 м
Скороподъёмность: 12,7 м/с
Нагрузка на диск: 17,2 кг/м²
Тяговооружённость: 171,5 Вт/кг