Найти в Дзене
Евгений Читинский 65

Наступление роты, батальона РККА. Часть II. А нормальный фильм снять не пробовали?

Данная статья родилась под впечатлением от прочтения книги «Искупить кровью» писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева. Это вторая часть.

Как всем известно, под прикрытием этой книги родился фильм-опус «Ржев». В первой части я про него уже высказался. Но, критикуя – предлагай!

А что мы с вами можем предложить?

А не попробовать ли нам описать действия роты, батальона РККА образца 1942 года, начала 1943 года в наступлении на опорный пункт противника по самому правдоподобному сценарию, по которому можно было бы снять фильм? С поправками на грамотные комментарии читателей?

Можно же снять что-то подобное?

Чтобы было «как взаправду»!

Вот основная идея статьи Евгения Читинского! Подтолкнуть людей к созданию НОРМАЛЬНОГО художественного фильма про Великую Отечественную войну! По конкретной теме – «наступление роты, батальона РККА на опорный пункт немцев в деревне».

В фильме-вранье «Ржев», снятой якобы по мотивам книги «Искупить кровью», показан момент начала атаки. Наши бойцы втихаря при дневном освещении по снегу заползли на верхушку какой-то возвышенности и уже оттуда неожиданно для фрицев рванули в атаку. Ну а немцы, балбесы, не успели занять позиции.

Вопрос, это с какой же стороны наши выдвинулись на исходный рубеж, ежели потом в фильме сюжет далее разворачивается на фоне ровного поля перед деревней. Это раз.

Два.

Со стороны флангов подступы к деревне простреливались, и об этом в фильме и в книге тоже идет речь.

Короче, ну вы поняли насчет вранья!

В книге (первоисточнике) атака была по полю при поддержке танков!

И обычно так и было!

Да еще и при поддержке артиллерии.

Косвенно об этом в книге указано, что:

«Хотя окопов с того конца деревни и нет, но воронок тьма, деревца есть, ну и за фундаментами сгоревших изб укрыться можно»

Избы разнесены и сожжены, воронки наличествуют. Обстрел был.

Скорее всего сначала наш, потому уже немецкий. Потому и воронок «в два раза больше». Это я утрированно, чтобы было понятно!

Объективности ради, отметим следующий нюанс: свою книгу Кондратьев писал в позднюю эпоху перестройки, а издана она была в 1991 году. Именно поэтому книга пронизана антисоветским духом. Именно поэтому высвечиваются негативные стороны той войны.

А кто отрицает, что их не было? Что при Сталине «на местах» везде был порядок? Скажем так мягко – не везде. И писатели фронтовики об этом пишут.

Но тем не менее, даже в этой «антисоветской» книге атака на деревню показана с танками. А не «дуриком».

В книге, как дань моде, наличествует клише про свирепость и дебилизм сотрудника НКВД. Показано, как простые солдаты его хотели за это убить и в конце концов убили!

А вот никто не задавался вопросом, а что, командира полка, за то, что посылает на ЗАВЕДОМЫЙ убой роту, батальон, никто не спросит за неоправданные потери?

Не поинтересуются насчет вредительства?

А к командиру дивизии?

Корпуса, армии?

Приходили, интересовались, снимали с должностей и расстреливали. А потом в приказах по армии об этом публично сообщали.

Другое дело, что при планировании наступления любой командир докладывал вышестоящему командованию свой план предстоящей операции. Даже командир Армии как минимум докладывал командиру фронта о том, сколько сил и средств он привлекает для взламывания обороны противника. Танков, артиллерии, боеприпасов и так далее. Не придет же любой командир к своему командованию и не скажет: «Да мы без артподготовки, просто трупами закидаем противника. Тупо». Что на это скажет любой начальник?

Ась?

Нет, такого не было. К 1942 году уже были немного учёные. Знали, что немцы просто расстреляют, как в тире, бегущие по полю фигурки красноармейцев из своих многочисленных пулеметов. Только стволы успевай менять!

А солдаты как картошка не растут. Весной посеял, осенью собрал урожай. Человек растет 18 лет до призывного возраста! Дураки это только не понимали. А уж Сталин дураком не был!

Так что даже самые неудачные наступления планировались с применением хоть какой-то артиллерии, и при возможности и танков, и заметьте, даже весной 1942 года, когда их было катастрофически мало!

А вот если эти наступления проваливались, то тут уже по конкретным обстоятельствам разбирались с командирами… Всё ли возможное и невозможное они сделали. Вот поэтому у талантливых капитанов, майоров, подполковников, которые при таком раскладе умудрялись давать результат, появлялся шанс подняться на очередную командирскую ступеньку.

Как это сейчас модно говорить? Социальный лифт? Так вот, при товарище Сталине такой лифт работал. Это правда! Будем объективны! Потому и выиграли войну! В том числе! И это в нашем «идеальном» фильме тоже надо показать.

Ну, а теперь к планированию наступления роты, батальона.

Комбату поставили задачу. Посильную. Визуальным наблюдением было установлено, что на его участке немцев было максимум усиленная рота.

Вопрос состоял только в том, чтобы добраться до них. А чтобы это сделать, нужно было найти уязвимые места. А если их не было, как в нашем случае, то найти из худших вариантов наименее худший.

Вот и ползает комбат на брюхе по передовой. Лично проводит рекогносцировку на месте. Понимает, что успех или неудача скажется на его карьерном росте. А чтобы победить, нужно маленько думать. Большие потери личного состава тоже не нужны. За это и спросить могут, и особист поинтересуется. Показания писать заставит. Вот и ползает комбат…

Умный комбат всё равно найдет зацепку. Умный ротный – тоже!

Вот и пошла атака на немецкие деревни (как расположены, смотрим первую часть статьи) сразу по всем трем. На находящуюся чуть спереди и справа Пеньково основные силы – две роты, усиленные 5-ю танками. На деревню по центру рота с тремя танками. На левую деревню Лыково наступает рота соседнего батальона.

Расчет на то, что эти три опорных пункта не смогут поддерживать друг друга огнем. Особенно немецкий опорный пункт в Пеньково, который и является ключом ко всей обороне немцев на данной местности. Захватив деревню Пеньково, можно продвинуться в тыл врага и атаковать на выбор немцев хоть вправо, хоть влево, заходя к ним сзади.

И вот из трех вариантов атаки один достигает цели. Как мы говорили в первой части, там, где срабатывает «правило Золотого Выстрела». Потому что наш «меткий танк» немцы попросту проворонили. Понятно же, что во время атаки деревни Центральная Усадьба немецкая артиллерийская батарея сосредотачивает огонь на отражении главной атаки на Пеньково, и, пользуясь этим, русские захватывают слабое звено в немецкой обороне. И самое неудобное. Тут уже в свою очередь русские оказываются в полу окружении изначально. Подступы-то простреливаются по нависающей позиции правой деревни Пеньково. И простреливаются по диагонали с левой деревни Лыково.

Следовательно, снабжение боеприпасами, подвоз продовольствия, пополнение, эвакуацию раненых теперь тоже нужно проводить под огнем противника или ночью.

И не забываем, что строить оборону нашим солдатам в деревне Центральная Усадьба нужно с трех сторон как минимум. Справа, слева и по центру. Благо сзади окопы немцами подготовлены.

А сколько от нашей роты осталось бойцов после штурма? В книге у В. Кондратьева «Искупить кровью» четко указано 80 человек. Читаем:

«- Предупреждаю, потому что не могу гарантировать вам безопасность. У меня восемьдесят бойцов, только что побывавших в аду, под смертью. Неизвестно, что кому придет в голову, когда их товарища поведут на расстрел...

- Вот что... - угрожающе пробормотал особист. - Если так, то, я и вас приглашаю прогуляться со мной до Особого отдела, лейтенант. Сдайте кому-нибудь роту».

Ну, хорошо, осталось у старшего лейтенанта 80 человек. Что он должен делать после занятия деревни?

Правильно! Немедленно заняться оборудованием оборонительных рубежей. А что делает командир в повести В. Кондратьева?

«Ротного он нашел не сразу... Сидел тот на завалинке возле аккуратно (видать, немцами) сложенной поленницы. Сидел бледный, с сосредоточенным, усталым лицом и глянул на Костика равнодушно.

- Товарищ старший лейтенант, - начал Костик бодро, - насчет жратвы трофеи слабые, но бутылочка шнапса нашлась. Давайте по глотку за нашу победу, - и вытащил бутылку.

Ротный взял бутылку, крутить ее не стал. Видать, навыка пить из горла не имел. Сделав несколько небольших глотков, молча отдал бутылку.

- Сержанта Сысоева вы на взвод поставили?

- А что?

- Задираться уже начал.

Ротный ничего не ответил, цигарку стал завертывать. Видел Костик - худо ротному, прошел вспыл, с которым они в наступление шли, небось мысли всякие навалились. И чтоб поддержать его, он сказал.

- Поздравить нас следует всех с победой-то...»

- Какие к черту поздравления! Хреново наше положение, Карцев. Разве это оборона? - показал он рукой на край деревни. - Начнут немцы нас выбивать, вряд ли удержимся.

- Надо удержаться, командир. Ежели он нас обратно по этому нолю погонит, побьет всех начисто.

- Понимаешь это?

- Чего тут не понимать. Это все понимают.

- Это хорошо, если все, - вздохнул ротный и задумался»

Для сведения по книгам В. Кондратьева, длина Овсянниковского поля около 800 метров.

Вот еще про оборону:

«А сегодня с ходу пошли, будто в игру играем. И, кстати, без разведки сунулись. Ведь энтих фрицев здесь батальон мог быть, они бы нас тут враз всех прикончили, и танки не помогли бы... В ту войну так не делали...

- Рота их здесь была, а может, и меньше. Небось, начальство знало, заметил один из бойцов.

- Ни хрена твое начальство не знало... Нам бы, Карцев, когда стемнеет, хотя бы энти спирали Бруно перетащить на конец деревни, а то ничего впереди, ни окопчиков, ни заграждений, а фрицам сейчас ихнее начальство за то, что деревню оставили, мозги вправляет. Как бы они ночью выбивать нас не стали»

Солдаты сидят разговаривают. Старший лейтенант тоже сидит курит и пьёт. А кто оборону строить будет?

Ответ из книги писателя-фронтовика однозначен. Никто!

Читаем, что проходит некоторое время и прилетает «рама», ведет воздушную разведку:

«С тоской уставились ребята в небо, где кружила «рама», выглядывая, что они здесь, в этой занятой деревеньке делают. А что они делали? Связисты протянули связь в избу, которую заняли ротный и политрук, пулеметчики, появившиеся недавно, выбирали позиции на краю деревни, остальные бойцы тоже искали какую-нибудь лежку поудобнее да поукрытистей. Кто бродил по деревне, кто шарил по избам и блиндажам, а кто просто дремал с устатку, привалившись куда придется».

Складывается впечатление, что книга - явная антисоветчина. Но авторитет писателя-фронтовика как-то неудобно ставить под сомнение.

Думается, что в реальности действовала поговорка «жить захочешь – не так вывернешься!». Ротный должен был дать команду на окапывание, даже в мерзлой земле канавку можно выковырять. Обложить камнями, кирпичами, досками, мешками с песком (из подвалов нагрести). Ну а если кострами отогреть землю, то дальше можно уже и нормально окапываться. Кроме того, от взрывов много комьев мерзлой земли. От изб бревен!

Но и это еще не всё!

То, что я сейчас скажу – это «объективности ради», а не для критики писателя-фронтовика В. Кондратьева.

Внимание!

Сам Кондратьев в дерене Овсянниково не был!

Как устроен немецкий опорный пункт, не видел! Это я ссылаюсь на высказывание историка Алексея Исаева.

А у немцев под Ржевом все пункты обороны были приспособлены для круговой обороны! Для круговой! Боялись атаки русских с тыла.

В «нашем кино» немецкие окопы круговой обороны пусть будут. Но не сплошные. Только для дежурных расчетов. Поэтому их нужно будет «модернизировать», связать в одну линию!

Теперь по трофеям.

Сцены с трофеями и вообще сам их сбор повышает боевой дух солдат! Они уже становятся не жертвами, которых отправили на расстрел по полю, они теперь «охотники», добывающие «зверя» и снимающие с него шкуру… Вот на что нужно будет акцентировать внимание сценаристов «идеального» фильма.

Что же берут в качестве трофеев наши солдаты в этой деревне?

Для начала вспомним, что при штурме опорного пункта участвовали танки в количестве трех штук. По фильму и в реале это были Т-34 (вспомним, как одним снарядом разворотили ДЗОТ). Ни один из них подбит не был. Значит, они прошли позиции противника насквозь, и, стоя на окраине, блокировали немцев, оставшихся в деревне. Значит, вражеские солдаты были почти все уничтожены! Почти.

А если немцев в деревне перебили, значит захватили трофеи. Что имел один немецкий взвод на вооружении?

Смотрим.

Численность взвода - 49 человек.

Офицер – 1 (командир взвода).

6 унтер-офицеров.

Солдат – 42.

На вооружение взвода было:

карабинов Kar-98 - 33 штуки;

пистолет-пулеметов (МР-38 или МР-40) - 5 штук;

пистолетов - 12 штук;

пулеметов MG-34 - 4 штуки:

1 лошадь, две походные тележки с боеприпасами и снаряжением взвода.

Те несколько немцев, которым дворами удалось бежать за околицу в лес, явно бежали налегке. Так что боеприпасы, продовольствие и другое снаряжение достались красноармейцам.

Здесь в комментариях можно расписать, что именно могли взять в качестве трофеев наши бойцы.

У В. Кондратьева это описано так:

«В офицерских тумбочках нашел он галеты, несколько банок консервов, те же пустые пачки от сигарет, ну и барахлишко разное, вроде металлического портсигара с картой Великой Германии - вот это, бля, пропаганда! Закуривает немец и поневоле на эту карту поглядит и гордостью за свою страну нальется. Ну, еще пара зажигалок, письма, открытки, фотографии, баночки какие-то неизвестно с чем и для чего... Портсигар и зажигалки он взял, а остальное кому надо?

Пошарил он в самодельном шкафу бывших хозяев. Там-то и обнаружилась темная бутылочка, наверняка со спиртным. Поколебался немного Костик и решил глотнуть. Вряд ли отравлено, немцы же отступать не собирались, выбили их нежданно-негаданно, чего там раздумывать. Крутанул бутылку, приложился к горлу. Закусил галетой, постоял - вроде все в порядке, крепость есть, в желудке потеплело, в голову чуть ударило - хорошо. Тут и мысль появилась, пошуровать бы по койкам, может, лежит что там. Одну, другую разворошил и под подушкой увидел... пистолет! Правда, не браунинг, а большой, с длинным стволом, непонятной конструкции. Повертел в руках, прочитал на затворе надпись - "Walther P-38". Сунул в карман, еле влез пистолет, не приспособлен для такого ношения, кобура нужна, но другого места нет. Пробуравит, конечно, карман ствол пистолета вскорости, но пока приятно оттягивает».

Ставьте лайки, подписывайтесь!

Часть I тут