Фильм «Большая перемена», как для меня, так и, думаю, для многих других стал некой точкой отсчета мечты о том, чтобы стать учителем. Причем, таким же добрым, внимательным к своим ученикам, всегда готовым оказать любую поддержку.
Я, действительно, осуществила свою мечту. Окончила университет, некоторое время работала в сельской школе и была счастлива. К сожалению, профессию из-за болезни пришлось оставить, но в памяти навсегда остались те трудовые будни, что я проработала в школе с детьми.
Итак, поближе к этой уникальной картине под названием «Большая перемена», которая вышла на экраны в 1973 году. Снял фильм режиссёр Алексей Коренев по мотивам повести Георгия Садовникова «Иду к людям». Это название, кстати, мне тоже очень нравится. Оно реально отражает суть сюжета истории.
История Георгия Садовникова, можно сказать, основана на реальных событиях, потому что в молодости он сам работал преподавателем в вечерней школе, а поэтому прекрасно понимал, что это такое учить взрослых людей, часть из которых учиться вовсе и не желает. По своему личному опыту автор знал, что так или иначе, но всегда начинаешь проникаться к своим ученикам и помогать им решать их личные проблемы.
Таким образом, понятно, что герой Нестор Петрович – это и есть сам автор. Ганжа тоже был не выдуманным персонажем, а списан с одного из учеников Садовникова. Влюбленная ученица тоже не выдумка. Действительно, была девушка, которая каждый день пыталась проводить своего учителя домой.
Над сценарием фильма писатель работал сам. На это ушло целых два года, потому что все время что-то добавлялось и перерабатывалось.
Например, изначально фильм был задуман, как двухсерийный, потом решили сделать трехсерийный, а потом и четырехсерийный. (Могли бы снять и пятую серию, потому что материала было предостаточно, но не хватило финансов). В итоге получилось что-то совсем отличающееся от первоначальной задумки. Помните героя Евгения Леонова? Так вот в первом варианте сценария эта роль была женской, также был придуман любовный треугольник между Нестором, Полиной и Федоскиным и т.д.
Когда сценарий все же был готов, взялись за подбор актеров. На роль Нестора Петровича пробовались Константин Райкин, Евгений Карельских, Андрей Мягков, но утвердили Михаила Кононова.
Актеру не очень нравилась эта роль. Говорят, что на съемочной площадке он все время ссорился с другими актерами, держался в сторонке, давая всем понять, что эти съемки для него не особо важны. Он так вспоминал о картине: «В многосерийке „Большая перемена“ был собран весь цвет четырёх поколений актёров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О „Большой перемене“ много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное — искренним».
На роль Ганжи тоже пробовались несколько актеров таких, как Станислав Садальский, Александр Филиппенко, Юрий Векслер, но сыграл этого взбалмошного героя все же Александр Збруев, который тоже не соглашался сниматься в рабочей робе, как было прописано в сценарии. Из-за этого актер и режиссер даже поспорили, но в итоге Коренев уступил. И Ганжу мы видим в фильме не в спец. одежде, а очень даже модно одетым. Помните, как он пришел на стройку в дорогущей замшевой курточке?
Однажды, во время съемок случилось непредвиденное. Никто не ожидал, что Светлана Крючкова, которая сначала играла роль жены Ганжи, так вживется в роль, что во время сцены, когда Ганжа тянет жену в квартиру, так сильно укусит его за палец, что у того выступит кровь. После чего режиссер утвердил актрису на роль Нелли.
Кроме этого был еще один неприятный случай, который мог бы стоить жизни главному герою. Помните сцену, где Нестор Петрович изображает тонущего? Так вот он не изображал, а тонул на самом деле. Случилось это, потому что актер постеснялся сказать режиссеру, что плавает-то плоховато. Однако сняться в этом эпизоде согласился. Слава Богу, что вовремя успели его вытащить. Иначе бы кто знает, чем все это могло закончиться.
Не обошлось на съемочной площадке и без влюбленностей. Например, актриса Наталья Гвоздикова, которая играла Полину, говорила, что Коренев все время пытался за ней ухаживать, но ей это было неинтересно. О взаимности речи быть не могло. Крамаров также несколько раз подвозил ее домой и намекал о своей симпатии, но и здесь Наталья держала оборону, потому что понимала, что актер мог говорить любезности не только ей. Ведь все знали, что он проявлял внимание ко многим женщинам.
Фильм «Большая перемена» и сегодня актуален. Его смотрят, как и раньше, с большим интересом, потому что это история, о которой можно сказать, что она - на все времена!
Спасибо всем за внимание! Добра Вам и Вашему дому!
Признательна тем, кто подписался на мой канал и поставил «лайк» этой статье!