Последнее время всё больше и больше мам склоняются к применению в воспитании и развитии малыша методики итальянского врача и педагога Марии Монтессори. В своей статье мы попытаемся доказать опасность применения методики в "чистом виде".
Во-первых, то, что данная методика была разработана для деток с ограниченными возможностями уже должно сильно насторожить умных родителей. Почему? Основным недостатком данной методики я считаю то, что она не учит малышей взаимодействовать друг с другом, решать конфликтные ситуации, не учит эмоциональному восприятию мира. Ребёнок прекрасно «общается» с предметами и знаками: фигурками, цифрами, буквами, цветовыми табличками, но не может выразить своё отношение ни к предметам, ни к людям.
Во-вторых, данная методика не развивает творческий потенциал малыша. Она отрицает рисование и лепку, сказки и стихи, считает, что данная деятельность уводит ребенка от реальности. По её утверждениям: «Чтение для детей — это процесс получения информации, а не удовольствие».
В основе метода лежит принцип самовоспитания ребенка. «Взрослые должны понимать интересы малыша, создавать необходимые условия для развития и объяснять, каким образом можно получить знания. Девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».
"Так что ж в этом плохого?", - спросит меня читатель.
Основная проблема в том, что среда развития Монтесори создаётся искусственно и не имеет ничего общего с миром, в который малыш попадает в дальнейшем (школа, кружки, секции, детские объединения), а это ведёт к непониманию окружающей действительности, невозможности найти своё место в социуме.
Ребёнок, воспитанный по принципам М. Монтессори не готов к жизни в реальном мире, где ему придётся соревноваться с другими детьми, где его будут сравнивать и оценивать (в методике Марии Монтессори категорически запрещается сравнивать детей друг с другом, применять соревновательный метод в процессе воспитания).
Очень часто неумение сориентироваться в той или иной ситуации приводит к изоляции ребёнка, обидам и потере веры в себя.
Есть данные, что методика часто приводит к появлению у ребёнка завышенной самооценки, что также в последующем негативно сказывается на общении со сверстниками.
Мария Монтессори настаивает на том, что НЕЛЬЗЯ применять ко всем единые требования и программы, ведь каждый ребенок занимается в собственном темпе и делает то, что представляет для него интерес. И хотя в школах последнее время должен применяться личностно - ориентированный подход, на деле сделать это в классе, где 25-30 детей (начальная школа) практически невозможно.
Для любого ребёнка очень важна ситуация успешности. И методика Монтессори опирается на неё. Если же ребёнок сталкивается с трудностями, мотивация к обучению резко снижается и малыш, привыкший к успеху, часто просто отказывается выполнять задания, которые не получились с первого раза. Ну и самое главное, никто не будет готовить для ребёнка, воспитанного в стиле Монтессори, индивидуальные задания по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
Единственное, для чего хороша данная методика, так это для привития ребёнку с раннего возраста навыков к поддержанию порядка и самообслуживанию, вот здесь ей, пожалуй, нет равных.
В идеальном варианте применение данной методики может нести ситуативный и эпизодический характер. Вполне возможно использование отдельных её элементов.
А делать из учения Монтессори "панацею" - это глубочайшее заблуждение, способное нанести непоправимый вред развитию малыша.