Найти тему
На Глубине | On The Deep

Зачем англичане надевали на самолеты кольца и обматывали суда проводами

Оглавление

За всю историю человечества концепция ведения морской войны постоянно претерпевала массу изменений. Однако особо сильный толчок к развитию и появлению новых военно-морских технологий произошел во времена Первой и Второй мировой войны.

В этот период страны старались создать совершенное оружие, ответа на которое бы не было у противника. Одним из ярчайших примеров таких разработок можно считать магнитные морские мины, ставшие в свое время настоящей головной болью для Британии.

Ранее мы рассказывали: Противолодочные сети – как подлодки становятся уловом.

История появления магнитных мин

Морские мины, как вид не только оборонительного, но и наступательного оружия, хорошо зарекомендовали себя еще в Первую мировую войну. Всего за 4 года конфликта стороны установили в водах порядка 200 тысяч контактных мин.

Об их устройстве, принципе действия и о том, что скрывается внутри минных «рогов» мы рассказывали в недавнем прошлом.

Особенно ценными морские мины оказались для Британии, поскольку до их появления и широкого распространения подводный флот Германии практически безнаказанно мог истреблять грузовые суда, отсекая страну от поддержки союзников.

-2

Немцы также использовали мины, хоть и не так широкомасштабно. Однако в скором времени стороны поняли, что, несмотря на всю эффективность контактных мин, они порой могут сыграть злую шутку и стать причиной гибели собственных кораблей.

-3

Именно поэтому страны начали разработку более совершенных морских мин. К концу 1918 года, Британия уже имела прототип магнитной мины. Но этот период совпал с датой окончания Первой мировой, так что финансирование специального инженерного отдела было сокращено, а страны Европы совместно приступили к очистке вод от тысяч мин.

Несмотря на это, военные инженеры Германии не прекратили работы в данном направлении. Уже к 1925 году ими был разработан магнитный датчик, который должен был стать ключевой частью новых мин.

О магнитной угрозе Британии стало известно не сразу. После начала Второй мировой войны Германия вновь постаралась отрезать страну от внешнего мира при помощи контактных мин. Это оружие по-прежнему показывало себя относительно хорошо, однако у англичан имелся эффективный ответ в виде тральщиков, которые перерезали минные тросы, после чего мины уничтожались.

Куда большую тревогу вызывал тот факт, что корабли, столкнувшиеся с контактными минами, возвращаясь в безопасную гавань, зачастую дополнительно получали нехарактерные для этого типа оружия повреждения.

Они указывали на то, что корпус корабля испытал невероятное напряжение, которое было вызвано сильным подводным взрывом, произошедшим под килем. Английские инженеры знали, какое оружие способно сотворить нечто подобное, однако как обнаружить немецкие магнитные мины и уж тем более как их обезвредить, не знал никто.

-4

Ситуация прояснилась в ноябре 1939 года, когда один из немецких самолетов «He-59» ночью попытался сбросить мины в Темзу, однако был спугнут зенитным огнем, так что груз опустился не в воду, а погряз в грязевой массе лимана. Утром капитан-лейтенант Джон Оври вместе с командой разобрал мину.

-5

Фактически, той ночью, немцы сами положили на порог англичан ключи победы над своим новым оружием.

Читайте также: «Кайтэн» – «живая» торпеда с начинкой из камикадзе.

Принцип действия магнитной мины

Прежде чем говорить об устройстве магнитной мины, следует разобраться в том, почему корабли в принципе обладают магнитными свойствами.

-6

Известно, что Земля производит собственное магнитное поле, которое окружает всю планету. Двигаясь внутри этого геомагнитного поля, металл, из которого изготавливается корпус корабля, постепенно намагничивается в силу такого явления как ферромагнетизм.

-7

По этой причине, через время, в относительной близости к кораблю, происходит небольшое изменение магнитного поля, на которое как раз и реагирует устройство, расположенное внутри магнитной мины.

Само оно представляло собой своего рода инклинатор (прибор для определения магнитного наклонения).

Именно этот инклинатор и был ключевым элементом немецкой мины – как только корабль приближался к ней, магнитная стрелка отклонялась и замыкала цепь, что приводило к детонации.

-8

Установка подобных мин производилась с воздуха, что позволяло располагать их даже в тех местах, которые противник считал полностью безопасными. Для того же, чтобы мина не сработала во время транспортировки, ее оборудовали специальным предохранителем.

-9

Соприкосновение с водой запускало внутри мины часовой механизм, который через несколько минут после приземления подключал к цепи батарею и она активировалась. Также эти мины были оборудованы особым механизмом, предназначенным для самоликвидации, срабатывающим в случае попытки вскрыть корпус.

Однако ноябрьской ночью 39-го года немецкий экипаж слишком торопился и не активировал эту систему, что и позволило команде Оври беспрепятственно разобрать мину.

Здесь также нельзя не упомянуть и о том, что более совершенные магнитные мины дополнительно оборудовались дисковым механизмом, предотвращающим их детонацию. Так установленная мина не срабатывала заданное количество раз, когда рядом с ней проходили корабли, что создавало обманчивое впечатление безопасности.

-10

Кроме того, подобный механизм был полезен для уничтожения кораблей, идущих в центре конвоя.

Возможно вас заинтересует: Лазерная система «LaWS»: «Звездные войны» в море.

Уничтожение магнитных мин

После того, как устройство немецких магнитных мин перестало быть загадкой, Королевский флот занялся поиском эффективных контрмер.

-11

Первый метод, испытанный англичанами, заключался в натяжении троса между деревянными кораблями, на котором были закреплены два стержневых магнита. Этот способ обладал рядом недостатков, к примеру, длину троса постоянно приходилось регулировать, а сами магниты постоянно сцеплялись между собой.

-12

Затем британцы установили мощный электромагнит на буксируемую баржу, однако детонация одной из мин привела к ее затоплению и повреждению буксира. Позже была предпринята еще одна попытка использования электромагнита, однако на этот раз его установили в носовой части корабля и обратили вперед.

Данный метод имел относительный успех – мины действительно детонировали, однако взрывы повреждали корабль, несущий электромагнит.

Попытки найти решение проблемы вынудили флот обратиться за помощью к Королевским ВВС. Так, к январю следующего года на английские бомбардировщики «Vickers Wellington» были установлены огромные 2,5-тонные электромагнитные кольца.

-13

Самолеты должны были лететь достаточно медленно и низко над водой, чтобы магнитное поле от кольца достигало мин. Эта методика действительно работала, хотя и не решала проблему полностью.

Настоящим же прорывом в вопросах траления магнитных мин и противодействия им стали методы именуемые «Double L» и размагничивание.

Идея первого из них заключалась в создании гигантского магнитного поля, производимого электрическими кабелями, тянущимися за двумя кораблями. Суда шли на расстоянии 180 метров друг от друга, очищая таким образом почти 4 квадратных километра водного пространства.

-14

Что же касается размагничивания, то данная методика подразумевала оборачивание корпуса корабля медным кабелем, который создавал магнитное поле, снижающее намагниченность металла.

-15

Изначально суда оснащались собственными кабелями, действующими постоянно, однако в скором времени запасы меди Британии оказались на грани истощения и поэтому процесс размагничивания стал производиться стационарно.

Корабли размагничивались медными кабелями с более мощным магнитным полем, что позволяло продлить полезный эффект почти на полгода.

Подробнее о тралении мин, а также процессе размагничивания мы поговорим в будущих материалах.

Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на наш канал! Больше материалов ищите на нашем сайте «На Глубине | On The Deep». Также вы можете следить за обновлениями в наших группах Вконтакте, Twitter и Facebook.