На протяжении почти 500 лет транспортное сообщение между разными областями бескрайней России поддерживали ямщики - государственные крестьяне, объединившие в своем лице функции почтальона, курьера, инкассатора и водителя-дальнобойщика. Несмотря на то, что ямская служба благодаря многочисленным произведениям русской культуры и овеяна непреодолимым ореолом романтики, сама работа ямщика представляла собой настоящую каторгу: ездить с ценным грузом ямщику приходилось в любую погоду, любое время дня и ночи, по дорогам, состояние которых оставляло желать много лучшего или по местам, где о дорогах вовсе не слышали, с грузом огромной ценности, за сохранность которого ямщик отвечал головой и это не метафора. Так как ямщики прежде всего оставались кучерами, то для их службы требовалась и лошадь под стать - сильная, быстрая, но в тоже время неприхотливая и покладистая и всем этим требованиям как нельзя лучше соответствовала башкирская лошадь - аборигенная порода народов Южного Урала.
Как порода, башкирская лошадь относительно молода - начало её формирования относят к XIV веку, а пик развития пришёлся на XVII-XVIII века. Основная роль в формировании башкирской породы принадлежит местным лесным и степным лошадям Урала, а также монгольской лошади, характеристики которой для башкир, фактически осёдлого народа, были излишни. Казавшаяся невыполнимой задача - создание лошади, неприхотливой и выносливой, как монгольская и в то же время быстрой и спокойной, как европейская, башкирскими коневодами была выполнена полностью. Башкирская лошадь не так мускулиста и крепка, как монгольская, являясь по этому показателю более крестьянской упряжной, чем верховой лошадью и в то же время унаследовав от монгольского прародителя его неприхотливость и выносливость (как монгольская лошадь, башкирская способна преодолевать большие расстояния - до 400 км в сутки - исключительно на подножном корму, но русские ямщики никогда не позволяли себе такого варварства, кормя своих лошадей в пути исключительно сеном). Собственно, русские ямщики и были, выражаясь, основными "операторами" башкирских лошадей, без которых не было бы возможно транспортное сообщение между дальними уголками России.
Хотя башкирская лошадь и не очень подходила для использования в кавалерии, башкирские воины сражались на ней верхом и одержали немало побед. Позже башкирские лошади, как более покладистые и выносливые, шли на комплектование драгунских полков Русской императорской армии и составляли основу кавалерийского поголовья Красной армии.
В настоящее время башкирские лошади считаются национальным достоянием Башкирии, ведётся активная работа по сохранению и улучшению поголовья, понесшего серьёзные потери в годы Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Одно время даже поднимался вопрос о запрете на вывоз башкирских лошадей за пределы региона, но в результате запрет так и не был принят законодательно, дабы башкирская лошадь смогла распространится по всему Российскому государству, в становлении и развитии которого она сыграла важную роль.