Найти тему

Забытые кинолегенды: "Двадцать дней без войны"

Страна: СССР. Год:1976. Режиссёр: Алексей Герман. Фильм снят по мотивам цикла повестей Константина Симонова «Из записок Лопатина» (1965).
Страна: СССР. Год:1976. Режиссёр: Алексей Герман. Фильм снят по мотивам цикла повестей Константина Симонова «Из записок Лопатина» (1965).

Фильм «Двадцать дней без войны» — это один из тех редких фильмов, который, будучи лишён обилия сцен, событий и спец-эффектов, не показался мне скучным или непонятным. Более того, от просмотра этого чёрно-белого фильма, снятого тридцать с лишним лет назад, у меня осталось стойкое ощущение, что всё это было со мной, хотя моя жизнь совсем не похожа на жизнь главного героя.

Роль капитана Строганова еще во время написания сценария Герман собирался отдать Василию Шукшину, однако тот скончался в октябре 1974 года. В итоге по результатам проб был выбран Алексей Петренко.
Роль капитана Строганова еще во время написания сценария Герман собирался отдать Василию Шукшину, однако тот скончался в октябре 1974 года. В итоге по результатам проб был выбран Алексей Петренко.

Пытаясь понять секрет мастерства создателей этого замечательного фильма, я пришёл к мнению, что он заключается в удивительной работе камеры, которая, повинуясь оператору, воссоздаёт движение взгляда обычного человека, фиксируя не то, что, казалось бы, должно соответствовать сценарию, а то незначительное, что часто запоминается человеку вне всякой логики. Такие удачные вкрапления деталей в общий, вполне прослеживающийся, сюжет вызывают невероятное чувство погружения, которое невозможно передать никакими современными технологиями.

Роль Лопатина изначально предложили Юрию Никулину, но он отказывался, считая себя слишком старым для этой роли и не желая сниматься в не комедийном фильме. В итоге Никулин с трудом дал себя уговорить приехать в Ленинград на кинопробы. Против его кандидатуры высказалось большинство членов худсовета, но благодаря мнению Константина Симонова 2 января 1975 года худсовет студии утвердил Никулина на роль военного журналиста Лопатина.
Роль Лопатина изначально предложили Юрию Никулину, но он отказывался, считая себя слишком старым для этой роли и не желая сниматься в не комедийном фильме. В итоге Никулин с трудом дал себя уговорить приехать в Ленинград на кинопробы. Против его кандидатуры высказалось большинство членов худсовета, но благодаря мнению Константина Симонова 2 января 1975 года худсовет студии утвердил Никулина на роль военного журналиста Лопатина.

В общем-то, основной сюжет фильма прост: фронтовой корреспондент приезжает в отпуск в Ташкент, где находятся в эвакуации его уже бывшая жена и много разных совершенно незнакомых ему людей, среди которых он встречает свою любовь.

Но смысл фильма состоит совсем не в том, кто с кем встречается по ходу сюжета, что кто обсуждает, или не обсуждает. Особым содержательным достоинством этого фильма является атмосфера, как внешняя, окружающая главного героя, так и внутренняя, которая замечательно передается игрой Юрия Никулина и Людмилы Гурченко.

Главную женскую роль Алексей Герман собирался отдать Алле Демидовой, но Константин Симонов не соглашался категорически. В итоге на пробы вызвали нескольких популярных актрис: Зинаиду Славину, Алису Фрейндлих, Ларису Малеванную, Людмилу Гурченко. Именно Гурченко в итоге и была утверждена на роль Ники.
Главную женскую роль Алексей Герман собирался отдать Алле Демидовой, но Константин Симонов не соглашался категорически. В итоге на пробы вызвали нескольких популярных актрис: Зинаиду Славину, Алису Фрейндлих, Ларису Малеванную, Людмилу Гурченко. Именно Гурченко в итоге и была утверждена на роль Ники.

Режиссёру и актёрам удалось показать, в общем-то, довольно неприглядную реальность тех лет таким образом, что зритель, погружаясь в атмосферу всеобщего неустроенного быта и сопровождающих это состояние семейных неурядиц, не испытывает ощущения чернухи, свойственного современному кинематографу.

Блистательный дуэт Гурченко и Никулина
Блистательный дуэт Гурченко и Никулина

Более того, он начинает, даже не имея к этому никаких предпосылок, сочувствовать и главному герою, и несчастным, потерянным и запутавшимся женщинам, и их детям, растущим без отцов. У этого феномена, на мой взгляд, есть простое объяснение: фильм показывает не грязь, и не истерики или предательства жён, он показывает войну, калечащую человеческие судьбы. Причём показывает так, как мало кому из режиссёров удавалось её показать.И ощущение этой всеобщей беды, подчёркнутое огромным множеством мельчайших деталей, никого не оставит равнодушным.

Интересный факт: Во время съёмок фильма специалистами «Ленфильма» под руководством режиссёра Алексея Германа были произведены взрывы в замке Тевтонского ордена XV века, что способствовало в дальнейшем его разрушению. Взрыв занял в фильме 9 секунд. Была безвозвратно утеряна одна из внутренних стен замка длиной 30, высотой 10 метров и толщиной до 2 метров.