Найти в Дзене
Aaron_Sorry

Порно и любовь. История о том, как фильм Гаспара Ноэ не вышел в прокат в 2015 году. И почему его стоит посмотреть в 2020.

Министерство культуры РФ запретило прокат фильма Гаспара Ноэ "Любовь" в сентябре 2015. Меня с этим фильмом связывает личная история. Это был мой первый год работы на международном кинофестивале на Дальнем востоке самой большой страны в мире. И непрекращающаяся истерика в кулуарах фестивального офиса по поводу показа этого фильма осталась одним из ярчайших воспоминаний того времени. Первое же личное знакомство случилось лишь вскользь, так как по долгу службы единственное на что у меня хватало времени, это на быстрый перекус где-то за картонным билбордом в кинотеатре. И там, закусывая пирожком из местной кондитерской и запивая растворимым кофе, я перекидывалась с коллегами шутками о впечатляющей реалистичности фильма "Любовь". Реалистичности из-за которой его, с широко зажмуренными глазами, запихнули в программу "После полуночи" и тем самым отправили на задворки в расписании киносеансов. После окончания работы лень, холодная погода в городе и теплая постель заставили меня забыть о фес

Министерство культуры РФ запретило прокат фильма Гаспара Ноэ "Любовь" в сентябре 2015. Меня с этим фильмом связывает личная история. Это был мой первый год работы на международном кинофестивале на Дальнем востоке самой большой страны в мире. И непрекращающаяся истерика в кулуарах фестивального офиса по поводу показа этого фильма осталась одним из ярчайших воспоминаний того времени.

Первое же личное знакомство случилось лишь вскользь, так как по долгу службы единственное на что у меня хватало времени, это на быстрый перекус где-то за картонным билбордом в кинотеатре. И там, закусывая пирожком из местной кондитерской и запивая растворимым кофе, я перекидывалась с коллегами шутками о впечатляющей реалистичности фильма "Любовь". Реалистичности из-за которой его, с широко зажмуренными глазами, запихнули в программу "После полуночи" и тем самым отправили на задворки в расписании киносеансов.

После окончания работы лень, холодная погода в городе и теплая постель заставили меня забыть о фестивальном кинематографе и, уж тем более, об эротическом фестивальном кино. И вообще я, конечно, была практически полноценно подготовлена к этому фильму даже не смотря тизер, а лишь по шапочным отзывам, доносящимися из окружающего пространства. И вроде как и смотреть не имеет смысла, но любопытство победило.

Как я упомянула ранее: когда ты уже вдоволь наслышан о том или ином явлении, то может возникнуть ощущение, что ты полностью владеешь информации в мельчайших подробностях. Так и мне показалось. Ну чем меня уже удивить! Я и так помню неутомимые вопли своего руководства с явным посылом: "пусть любители получают порцию спермы в лицо, но только на самых последних сеансах". Но удивило, очень удивило. Я прекрасно понимаю почему представители Минкультуры РФ стали биться в конвульсиях и запуганно приподнимать из-за рабочего стола флаг с громкой надписью "слишком много!". Слишком много мужских и женских гениталий, слишком много сексуального разнообразия. Даже лишь один представитель квир-сообщества для неподготовленного зрителя - это тоже много. Не подумайте, я не ратую за запрет подобного кино, ни тогда, ни сегодня. Но я до сих пор помню, как во время просмотра у меня в голове возникла метафора на эксгибиционизм Европейского менталитета. Сидит такая Россия на скамейке в парке и тут выскакивает из кустов Европа, а дальше вы знаете.

Хотя, не стоит отрицать, у нас тоже своих ментальных оголенных гениталий хватает. И народу члены российского производства нравятся! Помню, даже был продолжительный сезон фестивальной популярности российского кинематографа на крайне острые темы. Судя по номинациям, которые собрал тот же фильм Андрея Звягинцева "Левиафан", в мире экзотика российских реалий приходилась по вкусу. Народ не пугался, не верещал, а лишь умилялся и даже заигрывал с нашими эксгибиционистами. Отличный такой культурный обмен.

Но не смотря на большую любовь русского человека к чернухе, он почему-то в ужасе зажмуривал глаза при виде работ таких представителей кинематографа как Гаспар Ноэ. А что там плохого? Человек рассказывает про любовь. Про любовь в свободном стиле. Любовь людей окутанных бомондными представлениями об искусстве, юношеским максимализмом и легкими наркотиками(может там были и тяжелые, но из-за члена, мелькающего в кадре, не особо видно). Эта любовь разбавлена больной ревностью, сексуальными изысканиями и жадным пожиранием души и времени партнера. 

Честно говоря к концу фильма мне показалось, что в названии фильма должен быть вопросительный знак "Любовь?". Ведь герои уж как-то очень неадекватно реагируют на все происходящее вокруг. Так что это? Жадность, похоть, привязанность, страсть, жалость, одиночество? Кажется, что где-то на просторах сети интернет это называется токсичными отношениями(термин может быть не точным).
Гаспар Ноэ рассказывает об отношениях эмоциональных людей, затрагивает вопросы "открытости" отношений, моногамии. В тот момент, когда герои единственный раз за фильм решили поговорить о том, что с ними происходит, я захлопала. Потому что каждый раз, когда вместо того что бы признать что у них ну очень серьезные проблемы, в которых нет одного виноватого, кто-то оголял грудь, опускался на колени перед чужими гениталиями или вытаскивал член из трусов. В итоге все трагично, невозможно понять кто виноват, если только сам зритель не решает. Хотя, если проникнуть еще глубже в суть (но не по примеру главных героев) мы можем увидеть рассказ об эмоциональной ограниченности человека и его страха оказаться вне зоны своего комфорта. Зоны, до тошноты закармливающей его всевозможными удовольствиями.

Даже спустя 5 лет, я не стесняясь могу порекомендовать фильм к просмотру. Ведь если убрать все неприличное, грязное, антиморальное, нуждающееся в постсоветской цензуре и влажных салфетках, то будет фильм про простую, юную, человечную любовь. Важно только помнить, что искусство, история, человеческие страдания и социальные изменения в обществе последних доказывают, что любовь отнюдь не абсолютное понятие. А про любовь ли идет речь?