Найти тему
Nerf this gameblog (архив)

Эстетика обложек ретро-игр. Марк Эриксен: тот самый автор провального арта Mega Man 2

После двух материалов о странных обложках в видеоиграх, напоследок, хочется уделить особое внимание Mega Man 2, в частности художнику этой обложки — Марку Эриксену. В западных источниках очень много информации по нему, и она довольно занимательна. Но так как это формат Дзена, увлекательный рассказ вряд ли кто-то будет читать, поэтому придется ограничиться тезисами.

Обложка P.O.W. - Prisoners of War (NES) 1989
Обложка P.O.W. - Prisoners of War (NES) 1989

Иллюстратор Марк Эриксен рисовал обложки для видеоигр с 1982 по 2003 год. В его портфолио есть иллюстрации к таким играм как TETЯIS, Thunder Force, After Burner, Heavy Barrel, Guerrilla War, Ikari Warriors III, Super Baseball 2020, Anno 1503: The New World и др.

Когда пришло время выпускать американскую версию сиквела Mega Man, Capcom пригласили Марка в американский офис во Флориде и продемонстрировали раннюю 8-битную версию в качестве референса. Естественно, для полноценного арта деталей было недостаточно и художник начал задавать вопросы. Первым делом, его заинтересовал тот самый бластер. Он начал уточнять, из чего стреляет персонаж, на что после продолжительной паузы ему ответили, мол, персонаж определенно стреляет и явно не из ружья, поэтому это должен быть пистолет..

Тот самый Мегамен
Тот самый Мегамен

Для американской обложки требовался образ персонажа, более приближенный к западным реалиям. Эриксен в интервью Eurogamer признался, что у него сложилось впечатление, будто офис во Флориде в глаза не видел оригинальной японской обложки. В то время издательства разных стран работали независимо друг от друга, все знали что нужно делать, но никто ни с кем не сверялся. Поэтому художника попросили нарисовать Мегамена таким, каким он его видит. Марк же представлял персонажа взрослым человеком, но никак не мальчиком...

О своем фейле иллюстратор узнал спустя более 20 лет. Все дело в том, что Марк никогда не увлекался играми. Не потому что он их не любил, просто не было времени из-за плотного графика. В начале 10-х годов он внезапно осознал, что те игры, к которым он рисовал обложки, стали называть "ретро". Он решил "пробить" в поисковике по ним информацию и первое на что он наткнулся, это была подборка с худшими обложками за всю историю видеоигр. Конечно же, там был Mega Man 2. И это повергло художника в шок. Сначала, он действительно не понимал такой реакции, ведь он считал, что справился с работой неплохо. В голову стали закрадываться мысли, что его остальные обложки людям также не понравились. Но, нет. Претензии были только к Mega Man 2 из-за неверной интерпретации. Это воодушевило Марка.

После этих событий, Марк решил найти оригиналы своих работ у заказчиков. К сожалению, большинство рисунков уже были утеряны безвозвратно. Кто-то из студий забрал их, чтобы продать на аукционах, кто-то выбросил при смене руководства или закрытии организации, как это случилось с Atari... Те, что удалось сохранить, были пересняты фотографом и напечатаны в виде сувенирных картинок для коллекционеров в форматах 18x24 и 13x19. Сейчас иллюстратор продает копии на игровых выставках и на своем сайте.

Марк вспоминает, что часто для артов в те времена ему приходилось просить знакомых людей ему попозировать. Иногда незнакомых. Если ему нужно было нарисовать солдата, или дерущихся людей, он просил парочку своих товарищей изобразить что-нибудь этакое. Если на обложке должен красоваться качок, он останавливал людей с подходящей внешностью на улице. Это требовало определенной социализации и занимало уйму времени. Также художник 2 раза посещал Въетнам. Именно там он научился рисовать военное снаряжение максимально реалистично.

Обложка Bad Dudes и референс с позой к рисунку.
Обложка Bad Dudes и референс с позой к рисунку.

Сейчас Марк Эриксон больше не рисует обложки для видеоигр. Оно и понятно: при современных технологиях рисованная обложка для какого-нибудь хита будет выглядеть странно, если только это не отражает стилистики. А вот 30 лет назад они были нужны, чтобы хоть как-то показать сущность игры во всей красе. Современное оформление игр иллюстратор считает отличным, но примечает, что они перестали быть красочными, словно создатели хотят сразу погрузить игрока в атмосферу. И это хороший ход, ведь геймеры уже знают, какой визуал их ждет в игре, им не нужны какие-то абстракции. Но при этом обложка все еще может быть какой угодно.

Марк Эриксен на выставке Portland Retro Gaming Expo. Источник:  канал RadiumZ1 на YouTube
Марк Эриксен на выставке Portland Retro Gaming Expo. Источник: канал RadiumZ1 на YouTube

Когда Марк рисовал иллюстрации для обложек игр 20-30 лет назад, его преследовала навязчивая мысль, что он обманывает детей. Что-то типа "ожидание — реальность".

"На коробке нарисована эпичная картинка, а сама игра — нечто пиксельное. Даже сложно фигуры-то разглядеть. На выставке Portland Retro Gaming Expo, где я выставлял свои работы, я задавал посетителям вопрос: "Когда вы играли в детстве, чувствовали ли вы, что вас одурачили? Все же обложка и геймплей различаются.." На что мне отвечали: "Да вы что! Конечно нет! Рисунки на коробках задавали настроение и оставляли посыл, чем мы будем заниматься в игре. Без иллюстраций это было бы сложно представить." Такого я не ожидал. Я осознал, что геймеры любят искусство. Для меня это очень важно."

Все сказанное выше, является точкой зрения автора и на истину не претендует. Спасибо за то, что дочитали до конца. Ознакомиться с правилами написания комментариев можно здесь.

Обратная связь: VK группа (плейлисты, арты, болталка и просто место для фидбека)|Twitch | канал на YouTube.