Деятельность российского финансового "мега-регулятора" - Центрального банка России и возглавляющая его Эльвира Сахипзадовна Набиуллина давно вызывает вполне обоснованную критику. Нет никакой надобности приводить доказательства и факты того, что политика ЦБ противоречит интересам государства, в том числе суверенитету, национальной экономике и безопасности, большинство и так чувствует это на своей "шкуре". Косвенным (или прямым) подтверждением этому служит и признание "заслуг" Набиуллиной нашими заядлыми западными друзьями.
Основные нарекания вызывает неопределенный статус Центробанка, осуществляющего свою деятельность независимо от других органов власти, но подчиняясь рекомендациям (или приказам?) МВФ, а также отсутствие законодательно закрепленной его функции, напрямую взаимосвязанной с улучшением экономики и повышением благосостояния населения страны. Отсюда возникает и справедливое недоумение по поводу отсутствия проектов поправок в Конституцию РФ относительно ЦБ.
Понятно, что начавшаяся шумиха и бурная деятельность по реформированию основного закона государства, имеет целью укрепление позиций действующей власти и связанных с ней элит. Но, как мне кажется, большинству все равно, откуда Путин или его преемник будет управлять Россией - из кресла Президента или с седалища председателя Госсовета. А вот соответствие деятельности финансового регулятора интересам страны и ее прозрачность, адекватность и подконтрольность имеет принципиальное значение, если мы все-таки хотим дальше жить в нормальном государстве (или просто жить).
Между тем, ни в послании Путина, ни в предложенном Госдуме законопроекте о поправках в Конституцию, о прямых изменениях в отношении Центробанка ничего не говорится. Статью 75 Конституции РФ предполагается дополнить лишь двумя частями о минимальном размере заработной платы и системе пенсионного обеспечения населения.
Положения основного закона государства должны иметь базовый характер и быть просты и понятны даже юридически неграмотному гражданину. Между тем, нам предлагают зашлаковать Конституцию либо массой поправок, большая часть которых и так имеет законодательное закрепление (о запрете иностранного гражданства чиновников, например), либо некими метафизическими понятими о Боге (почему бы тогда не упомянуть и теорию Большого взрыва). Конкретные же вопросы финансово-экономической жизни страны, по всей видимости, сознательно обходятся стороной.
В этой ситуации остается надеется, что Мишустин и Белоусов, напрямую заинтересованные в подконтрольности ЦБ, "продавят" отставку Набиуллиной, слухи о которой звучат все громче, и вернут Центробанк в русло национальной политики.