Интеллектуальное развитие детей четырех лет идет за счет активного развития памяти, внимания, речи, познавательной мотивации. Ребенок уже способен запомнить 5-6 незнакомых слов или план из 5 действий. В этом возрасте у него появляется много вопросов – «Почему?», «Как?», «Зачем?».
С учетом этих особенностей для ребенка приобретаются соответствующие книги, игры и игрушки. А также организуется общение с ним. Я недавно наблюдала мальчика 4-х лет, который собирает пазлы из 160 элементов. Причем на вопрос «Как это сделать?» он четко продемонстрировал алгоритм действий. Выбрал сначала элементы по цвету, разложил в фрагменты, фрагменты собрал в картинки.
Для ребенка нужны книги с картинками о растениях, животных, профессиях, машинах, о правилах поведения и правилах дорожного движения. Его в четыре года не удивишь сказками «Теремок» и «Репка». Ему уже необходимы сказки К.Чуковского, В.Сутеева, рассказы Л.Толстого.
Игрушки тоже отличаются от игрушек для малышей. Это уже пазлы, лото, детское домино, конструкторы с болтами и гайками, инструменты (отвертки, пассатижи, дрель), швейная машинка, игрушечная мебель, кукольная одежда. Список можно продолжать. В этом возрасте ребенка начинают учить заправлять кровать, вешать одежду на плечики, расставлять посуду. Сначала кукольные, потом свои.
Можно начинать развитие первых математических представлений. Приобрести счетные палочки и танграм. Счетные палочки сначала используют, чтобы выкладывать на столе фигурки животных, людей, растений, а затем для счета. Счет связывается с предметом. Покажи 5 одежек или 3 машинки. Естественно, справляться сразу ребенок не будет. Это гораздо труднее, чем просто запомнить. Здесь подключается мышление.
А также необходимо как можно чаще играть в словесные игры. Для этого просить повторить пословицы и поговорки, скороговорки. Это позволит не только развивать память, но и значительно обогатит словарный запас. Очень полезно играть в «Скажи наоборот». Например: «рак»-«кар», «лук»-«кул». Это начало развития фонематического слуха. Если ребенок не справляется, скажите слово по звукам «Р» , «А», «К». Пусть отгадывать сначала научиться. А дальше игра «Слово наоборот» пойдет.
Используя активную познавательную мотивацию ребенка можно записывать на секции, кружки. Можно начинать изучать иностранные языки.
Четырехлетний возраст очень благодатное время для серьезного начала занятий танцами, спортом, рисованием.
Подписывайтесь на канал «Дошколка».