Заметки путешественника
Всем привет!
Финальным пунктом моей длительной поездки стала Монголия. Это государство обладает безумно красивой природой и ландшафтом. При этом не может не поражать своей простотой и спокойствием.
Улан-Батор - город контрастов. Здесь проживает более полутора миллионов жителей. Тут можно встретить как бедные кварталы частого сектора, так и современные кварталы с небоскребами, в лучших традициях мегаполисов мира. Естественно, в таких городах жизнь людей во многом зависит от того, как устроена транспортная система.
Если рассматривать город с точки загруженности дорог, то пробки - верный спутник Улан-Батора. С соблюдением правил дорожного движения у многих автомобилистов тут весьма туго. Поэтому наличие регулировщиков на каждом перекрестке здесь нормальное явление. К слову, почти все машины - японки. Самая популярная модель авто (буквально каждая вторая) - Toyota Prius Hybrid.
Для общественного транспорта здесь есть выделенные полосы с надписью "BUS". Правда, ситуация от этого не становится легче - по основному проспекту проходит 15 автобусных и 3 троллейбусных маршрута, поэтому часто можно встретить "поезда" из автобусов и троллейбусов. Сейчас в городе работает навигация транспорта. Рекомендую всем, кто захочет посетить Улан-Батор, скачать приложение UB Smart Bus, с помощью которого можно отслеживать весь транспорт города. Как показывает опыт использования этого приложения, оно работает стабильно, нет "потерянных" машин. Правда, время прибытия иногда выдает ошибочно, но это неудивительно, с учетом имеющихся заторов в городе.
Плюс языка в Монголии в том, что он использует кириллицу, поэтому надписи читаются легко, это помогает лучше ориентироваться в пространстве. Также, много слов взято из русского языка. Например, слово "автобус" по-монгольски будет "автобус".
Весь транспорт в городе работает по регулируемым тарифам. Оплата производится с помощью смарт-карт и валидаторов U-money. Карта стоит 3600 тугриков (при переводе на наши деньги получается примерно 80 рублей). Стоимость проезда на февраль 2020 года составляет 300 тугриков в троллейбусе (7 рублей) и 500 тугриков в автобусе (12 рублей). При этом местные студенты имеют льготу, для них проезд составляет всего 200 тугриков (4,5 рубля). Столько же взимается с пассажиров при быстрой пересадке с одного вида транспорта на другой. Расписания, как такового, в городе нет, указаны лишь ориентировочные интервалы движения.
В настоящий момент, весь пассажирский транспорт состоит из автобусов, троллейбусов, электробусов и пригородных поездов.
Раньше система пригородных поездов была весь обширна, но сейчас остался лишь один поезд РА-2, совершающий 2 рейса в день: до Дархана и обратно. Из Улан-Батора он отправляется в 9-00 по местному времени. Что интересно: вся железнодорожная линия огорожена и доступ к платформам по пути следования РА-2 отсутствует, что выглядит весьма странным.
Поговорим об автобусах. Автобусы в городе стали появляться с 20-х годов 20 века. В период с 60-х до 00-х здесь работало большое количество автобусов ЛиАЗ-677, ПАЗ-672, чешские Skoda 706 RTO, Karosa B732 и многие другие модели машин, производимых в странах бывшего соцлагеря. Сейчас почти весь парк автобусов состоит из южнокорейских автобусов Huynday и Daewoo.
Помимо них можно встретить китайские Zhong Tong, монгольские J 800 T. Последние часто можно встретить с огромной надписью на лобовом стекле "Made in Mongolia". Также в 2016 году было закуплено 20 белорусских сочлененных автобусов МАЗ-215.067, которые предназначены для самого потокового маршрута города - 1, идущего от 5 микрорайона до дома офицеров.
Маршрут идет по одной прямой и даже сочлененный автобус забивается под завязку. Изначально, весь выпуск был на "гармошках", Теперь же всего лишь половина. Часть машин просто-напросто встало по тем или иным поломкам (что неудивительно, с учетом стиля езды многих водителей). Сейчас в городе действует 3 муниципальных парка и куча частных.
Маршрутная сеть насчитывает 80 автобусных городских маршрутов и 13 пригородных. На остановках они имеют соответствующее разделение: если городской, то ставят букву "Ч" (Ч:1), а если пригородный - "ХО" (ХО:5).
С троллейбусами в городе менее радужно. Но начнем с истоков. В 1985 году началось строительство сети. Проект разработали в СССР, поэтому вся сеть была спроектирована изначально, но запускали ее участки по мере появления нужного количества машин. 29 октября 1987 года был запущен маршрут 1 от 5 квартала до Дома Офицеров. Длина маршрута составила 6,8 километров. Первыми троллейбусами, прошедшими по городу, были ЗиУ-682В. Их количество составило 27 единиц.
К концу 1988 года в городе было завершено строительство линий по проекту, суммарно вышло 28 километров линий. К этому моменту в городе было уже 106 троллейбусов ЗиУ-682В. К 1990 году было закуплено еще 13 машин той же модели. Уже тогда по городу функционировало 6 маршрутов. В 1991 году запустили новую линию в Сухэ-Баторский район.
На протяжении нового участка имелось 13 остановок. По линии пустили маршрут 7 от вокзала. 98% маршрута составила эта самая линия. К запуску было закуплено еще 22 ЗиУ-682В-013. В 1994 году был открыт участок сети по улице Их Тойруу, который позволил запустить маршрут 8 от 3-4 микрорайона до Дома Офицеров. К 1995 году было закуплено еще 27 машин - ЗиУ-682Г и 8 ЗиУ-52642. Именно в этот период был наибольший расцвет сети - максимальное количество маршрутов (8) и максимальное количество машин (174).
Правда, такие высоты продержались крайне недолго. Несмотря на большое количество техники, в городе начался дефицит запчастей, а, следовательно, и троллейбусов. На маршрутах стали появляться автобусы. В 1996 году пришли 3 белорусских АКСМ-101. Начало 00-х годов сильно ударили по системе: прошли массовые списания техники, новые машины не поставлялись. маршрут 8 был сначала укорочен до микрорайона Космос, затем полностью отменен, как 3 и 7.
Маршрут 1 перевели на автобусы. Все неиспользуемые линии были демонтированы. К 2005 году троллейбусная сеть сократилась вдвое. Во второй половине 00-х годов стали экспериментировать с капитальным ремонтом техники. Так, взяв 2 ЗиУ-682В , произвели КВР с изменением ряда деталей интерьера и заменой электрооборудования. Машины получили обозначения JEA-800.
В 2007 году вышел первый троллейбус на базе МТрЗ-6223. Позднее, в город поступило еще 10 кузовов МТрЗ-6223 по проекту UBMOS. Всю "начинку" устанавливали уже непосредственно в Монголии. Поэтому они крайне сильно отличаются от аналогичных российских машин. В 2009 году произошло "обновление" подвижного состава. В кавычках, потому что было закуплено 7 пекинских BJD-WG-120A, 8 б/у Norinco Shenfeng SY-WG110A и было переделано в 17 троллейбусов из автобусов Hyundai AeroCity и Daewoo BS106.
Также, капитальный ремонт прошла еще одна "вэшка". В начале 10-х годов было произведено 4 троллейбуса JEA 800 на базе автобусных кузовов. В 2013 году маршрут 3 вернули к жизни, слегка измененной трассой по проспекту Ард Аюш, улице Амарсанаа от 3-4 мкр до БММЗ. Это позволило закрыть маршрут №6 от БММЗ до Дома Офицеров. В этот период произошла последняя поставка машин - 23 штуки JEA 800D. С них началось "брендирование" техники в синий цвет.
Практически все троллейбусы сейчас окрашены в данный цвет, кроме ряда 6223, имеющих окрас "классический" - бело-синий. В 2013 году, появился новый перевозчик "АзСервис ХХК". Ему был отдан маршрут 4, проданы 8 б/у Norinco Shenfeng SY-WG110A и 7 BJD-WG-120A. Последние были в скором времени списаны (в 2015 году). В этом же году в Улан-Баторе проводили эксперимент по введению ночных маршрутов. Так, запустили 2 ночных троллейбуса: от ХХК до Ботанического сада и от БММЗ до 3-4 микрорайона.
В настоящий момент троллейбусные маршруты не функционируют. В 2015 году маршрут 2 укоротили до 5 микрорайона, а маршрут 6 временно восстановили из-за ремонтов сети по трассе маршрута 3. Но запустить его так и не удалось: его как и 6 отменили из-за нехватки подвижного состава. Однако, в отличие от предыдущих закрытий, линия на БММЗ лишь законсервирована. В теории, в любой момент туда могут пойти троллейбусы.
Если говорить о современном состоянии, то стоит отметить, что в городе осталось 53 троллейбуса, из которых работает от силы 30 единиц, все остальные стоят с неисправностями. Сейчас сохранилось три маршрута:
2- 5 микрорайон - Ботанический сад
4 - Вокзал - Ботанический сад
5 - 3-4 микрорайон - Дом Офицеров
На маршруте 4 работают исключительно троллейбусы 1999 года и состояние у них уж очень плачевное. Обычно больше 10 км/ч, даже при наличии такой возможности, эти машины не развивают. На маршруте 5 работают только новые JEA 800D или F. Маршрут 2 представляет собой "сборную солянку" из оставшейся в парке техники. На данный момент из "отечественной" техники здесь работают только 3 МТрЗ-6223 (005-007) и ЗиУ-682В (012). Остальное стоит в парке мертвым грузом.
Маршрут этот имеет наибольшее число выходов - 18. Но машин стало не хватать, поэтому часто можно встретить автобусы, курсирующие по маршруту троллейбуса. Неизвестно, правда, как в таком случае взимается плата: 300 или 500 тугриков... В самом худшем случае, на маршруте было до 7 автобусов. Постепенно троллейбус в городе вымирает. И проблема не столько в линии или водителях, сколько в подвижном составе, которого так не хватает в городе.
Каплей дёгтя еще можно считать появление электробусов на улицах города. 1 февраля 2020 года на улицы города вышли первые электробусы Yinlong GTQ6216BEVBT20. Всего их должно поступить 38 единиц. Правда, они пока курсируют по маршрутам автобусов. Но формально им ничего не мешает выйти на маршруты троллейбуса (так как они базируются в одном автобусно-троллейбусно-электробусном парке). Электробусы имеют ночную подзарядку и пока только привыкают к улицам города. Чаще всего их можно встретить на маршрутах Ч:1 и Ч:59. К слову, стоимость проезд в них составляет 500 тугриков.
Что можно сказать в заключении? Транспортная система города имеет колоссальный потенциал. Здесь имеются и потоки, и дороги. Но в городе с населением в 1,5 млн жителей, простых автобусов и троллейбусов мало. Здесь требуется уже более вместительный транспорт. Это может быть либо метро, либо ЛРТ, либо BRT. Метро идеально бы подошло городу, но оно слишком дорогое. ЛРТ, как и BRT требует меньше финансовых затрат, но требует обособления линии. Впрочем, у Улан-Батора были планы по строительству по проспекту Мира линии BRT, которая была бы на 100% обособлена от остального движения. В интернете можно найти вариант проектировки сети.
К слову, в этих проектах троллейбусы уже отсутствуют, что наводит на грустные мысли о скором завершении работы данного вида транспорта в столице Монголии. Тем не менее, введение BRT позволит разгрузить самые проблемные улицы города и обеспечить людей быстрым и качественным транспортом.
Рогатым же, требуется масштабное обновление парка, в том числе и сочлененными машинами. Этот вид транспорта идеально вошел в город и также идеально может сочетаться с ним и поныне. Монголия - удивительная страна. Всем, кто любит холмы, контрасты и красивые виды, просто обязаны посетить это государство!
На том серия статей подошла к концу!
Спасибо за внимание, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал! До новых встреч!