Отдых за рубежом - важная статья расходов. Не хочется экономить на качестве проживания и впечатлениях, но на чем-то ведь можно сэкономить без ущерба для главной цели. Сейчас я расскажу о том, как я брал машину на прокат в Таиланде и какой экономией это обернулось.
Я привык брать машину на прокат в любой стране, куда приезжаю, поэтому забыл об экономии. Но будет ли это иметь смысл именно в Таиланде? Вдруг такси дешевле, а ходить пешком безопаснее? Вариант с мопедом я отбросил почти сразу, так как считаю этот вид транспорта слишком рискованным.
Я поспрашивал тех друзей и коллег, кто уже ездил на Пхукет. Они с поразительным единодушием стали отговаривать от машины.
Опытный путешественник и коллега Виталий выпучил глаза и замахал руками:
Ты пожалеешь, что сел за руль этого пылесоса...посреди сумасшедшего острова...один сплошной кошмар!
Друг Паша, зная, что меня не отговорить, соорудил на лице предостерегающую загадочность. Примерно с таким сочувствием смотрят на героев-идиотов в фильмах ужасов встреченные теми на пути придорожные жители, когда их спросили, безопасна ли дорога и стоит ли бояться кабачков-убийц.
Знакомая переводчица Евгения фыркнула и выразила общее мнение так:
Пропадете почем зря, если возьмете машину. Во-первых, в Таиланде левостороннее движение. Это взрывает мозг и к этому невозможно привыкнуть. Тайцы за рулем непредсказуемы, как мартышки с гранатой. Просчитать траекторию мопедов так же сложно, как угадать исход квантовой системы. Если будет авария - а это неизбежно - то виноват будешь все равно ты. Продашь штаны и шлепанцы, так как прокатная компания все равно надует со страховкой.
Поэтому если все же сядешь за руль, то купи все дополнительные страховки которые только можно, обмотайся пузырчатой пленкой и надейся на помощь свыше, потому что она тебе п-понадобится уже на п-первом п-перекрестке.
Заикание от страха она, надо думать, добавила для драматизма, поэтому я не оскорбился от ее недоверия к моим способностям.
Сколько стоила машина
Но меня не испугать штанами и шлепанцами. На сайте-аггрегаторе компаний проката (стоит пользоваться именно сборными сайтами, например, economybookings.com) я решил, что малая величина пепелаца не всегда позорно, и выбрал ниссан марч. Как оказалось, не зря. Если расположить варианты аренды по возрастанию цены, в начале списка всегда будут малолитражки по цене в среднем 1300 р. в день.
Миниатюрные одноклассники марча вмещают весь багаж и по асфальту ездят без проблем. С пересеченной местностью справляются. Чудовищно экономны - я ездил всю неделю, с частыми разгонами и торможениями, лавируя на оживленных дорогах, и при этом расход топлива составил всего 1 бак. Заправка стоила 900 бат, те 1500 рублей.
В аэропорту я, напуганный пророчествами, купил в дополнение к базовой страховке еще и "суперстраховку" от крупных столкновений, которая стоила всего 2000 бат, те 3300 р. Итак, общая стоимость составила: 9000+1500+3300=13800.
Сколько стоило бы такси
Сперва оговорка. Если вы покупаете пакетный тур, в который сразу входят несколько трансферов, а гостиница расположена в оживленном туристическом месте вроде Патонга или Каты, то, наверное, нет смысла в машине. Но я выбрал отдаленный участок побережья, чтобы пляж был чище, туристов было меньше, а фрукты и еда в ресторанах были гораздо дешевле чем в популярных местах. Тому, кто хочет каждый вечер тусить в толпе людей (бангла роуд), такой вариант не подойдет. Я, впрочем, не отказывался от тусовки, но к ней надо было дополнительно ехать минут 20.
Мой вариант для тех, кто ценит в Таиланде прежде всего море, вкусную еду и природные красоты, а также хочет быть мобильным каждый день.
Иначе пришлось вдыхать смог и ходить вместе со всеми по тесным тротуарам мимо ярких витрин массажных салонов и баров.
Итак, если вы выбрали отдаленный район острова, свободный от массового туризма, то за трансфер от аэропорта заплатите фиксированную ставку в 2000 бат за одну поездку. Т.е. за поездку туда обратно отдадите 4000 = 6700 р.
В дальнейшем вам каждый день понадобится такси, чтобы добраться до нужного пляжа, ресторана или гор. Или чтобы доехать до пирса, откуда корабли идут на острова. В среднем одна поездка на такси будет стоить 300-500 бат, т.е. к концу недели расходы на транспорт превысят 17 тыс. р. И это если брать такси два раза в день и не отплывать с дальних причалов. За потрясающий тур на остров Бонда мы заплатили всего 6000 бат на двоих, сэкономив 2000 бат на трансфере.
Стиль вождения
А теперь о стиле вождения тайцев. Конечно, на первый взгляд на здешних дорогах царит хаос, по сравнению с нашей страной и странами северной Европы. Дорожные знаки, разметка и светофоры не всегда авторитетны. Мопеды - как броуновские частицы - появляются со всех сторон сразу и руководствуются только инстинктом минимального самосохранения.
Чаще всего они во всем полагаются на реакцию водителя, который должен вовремя заметить подрезающего мотоциклиста и притормозить. Машины часто плавно дрейфуют поперек всех полос без включенного сигнала поворота. Надо быть все время начеку, так как в любой момент перед носом может возникнуть либо стая мопедов, косяком ворвавшаяся на вашу полосу через две сплошные, либо медленный и печальный пикап нагруженный ананасами.
Страшнее всех - неповоротливые мотоциклы с боковым прицепом-лотком, полном еды или веников. Именно так тайцы транспортируют свой товар на рынки.
Как быть с левосторонним движением?
Я мысленно готовился к этому испытанию. Но первые десять километров все равно прошли под периодические окрики моей спутницы. В окриках звучала угроза: "Не на правую полосу, на левую! Не забирай так влево ради бога, тебя несет на обочину...Не стоит давить продавца фруктов. Ради Будды, пощади столб".
Меня хронически тянуло в левую сторону из-за привычки к леворульным машинам. При выезде налево я смотрел не в ту сторону, а при повороте направо забывал, что надо пересекать встречную полосу.
Каждое утро память магически обнулялась и я начинал ехать по правой полосе, пока впереди не появлялась другая машина.
Друг, который бывал на Кипре, посоветовал мне использовать нехитрый прием: держать ось дороги всегда справа, именно там, где ты сидишь (у нас ось дороги, понятно, слева).
Я как мантру повторял это правило, пока не привык.
После недели опыта выработалась еще одна напоминалка. В России при выезде на дорогу проще всего повернуть направо, так как для этого достаточно уступить дорогу машинам на своей полосе. В Таиланде же проще всего выехать налево - для этого не надо пересекать встречную.
Каждый раз, когда я выезжал на Т-образный перекресток и вокруг никого не было, чтобы подать мне пример, я вспоминал: "ага, сейчас левый поворот, он в отличие от России легкий, значит надо уступать только одной полосе, значит, поворачиваю на ближайшую".
Несмотря на сложность такой логики, только она мне и помогала - постепенно эта цепочка стала срабатывать в одну секунду.
Вначале казалось, что проезд круговых перекрестков станет самым сложным испытанием. Но наоборот - когда движешься по кругу (по часовой, а не против, как в России) - у тебя нет дилеммы выбора полосы, ведь все едут в одну сторону. Правда, на съезде с круга надо съехать в левую полосу.
Но при более внимательном знакомстве начинаешь понимать, что и у этого хаоса есть свои внутренние устои. И они гораздо более человеколюбивы, чем принципы устройства движения в нашей стране.
В Таиланде никто не считает себя главным на дороге. Местная религия находит удивительное отражение в нравах водителей, и на дорогах царит буддистское спокойствие.
Нам неоднократно довелось испытать буддизм местных водителей. Самый длительный эксперимент случился, когда через весь остров мы спешили на корабль, отплывающий на острова. Естественно, мы замешкались с выездом, следуя примеру незадачливого дядюшки Поджера из "Трое на велосипедах".
Утром на дорогах острова много машин. Поэтому пришлось испортить себе карму, обгоняя смирно стоявших перед светофорами машин по крайним полосам, а также лавирование и обгон по встречной.
Хотя так рискованно я ни разу не ездил ни у нас, ни в Италии, мне просигналили всего пару раз, и то для подстраховки.
Мы успели вовремя.
Атмосферу глубокого буддистского пофигизма лишь изредка нарушают автомобильные гудки. Здесь можно влезать у кого угодно перед носом, встраиваться в любую очередь, проезжать поперек сплошной в гуще трафика и останавливаться покурить посреди оживленной улицы. Никто ни разу не выразил своего гнева сигналом, никто не попытался смелым упреждающим маневром сорвать планы наглеца или хотя бы устроить аварию.
Все сигналы, которые мы слышали, имели единственную цель: предотвратить возможную аварию. И если другой участник движения изящным, но самоубийственным маневром пересекал наш путь, я коротким сигналом сообщал, что при всем желании не успею затормозить.
И во всех случаях, хвала Будде, этого было достаточно.
У нас же на дорогах почти каждый считает себя главным. И так как спасу от этих главнюков нет, то и сигнал раздается большей частью для того, чтобы выразить гнев. Далее следует опасный маневр с целью проучить зарвавшегося недоумка (обгон с резким торможением у него перед носом, недвусмысленные жесты из окна, угрозы и тд). У себя дома я сигналю, чтобы выразить несогласие или проучить, иногда ругаюсь и даже матерюсь.
На второй день вождения на Пхукете я с удивлением узнал про себя, что мне больше не хочется прищучить этого мерзавца, который отпарковался без сигнала поворота и поехал поперек всей дороги, отчего пришлось тормозить в пол.
Ведь меня самого неоднократно пропускали в любую очередь. Водители машин позади меня в левой полосе терпеливо ждали, пока я вспомню что поворот налево разрешен при красном сигнале светофора. Никто не ругался, когда я пересекал все полосы, чтобы экстренно припарковаться возле замеченного ресторана, обменника валют или магазинчика.
Если никто не ругается на тебя, отчаянно и самозабвенно сигналя по любому поводу, пропадает всякое желание не просто сигналить, но даже злиться.
И в душе постепенно воцаряется полный и совершенно безотчетный буддистский пофигизм.
———
Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @italstory и youtube-канал, чтобы следить за всеми путешествиями и лайфхаками в режиме онлайн: в сторис и публикациях.