Эффект саспенса, беспричинного нагнетания тревоги, присутствует в изобразительном искусстве с давних пор.
В ХХ веке он активно транслировался через кинематограф, к нему прибегали культовые режиссеры, такие как Стэнли Кубрик или Альфред Хичкок. На самом деле, этот эффект можно передать в любом визуальном искусстве, и живопись не исключение.
Полуденный ужас – это неформальный термин, который стремится охарактеризовать атмосферу беспричинной тревоги. Эта тревога, неприятное, гадкое или гнетущее чувство, возникает у зрителя при просмотре того или иного произведения искусства. И, конечно, этот эффект создан художником специально.
Суть его состоит в том, что все вышеперечисленные эмоции вызывает объект, персонаж или обстановка, по своей сути, безобидная. То есть, изображается то, что никак негативных характеристик не имеет. Главное здесь то – как этот самый объект передан и что ему сопутствует.
Полуденный ужас – это предчувствие чего-то недоброго. На картинах с таким приемом, как правило, царит ясная солнечная погода, полная природная тишина, замершая в ожидании чего-то невероятно дурного. Не зная, что автор специально нагнетает сюжет в своей картине, зритель может счесть произведение просто неприятным, и уж тем более, не станет покупать картину или ее репродукцию для дома.
Классическим вариантом художника, транслирующего «полуденный ужас», был американский живописец Эдвард Хоппер. Самые известные его работы: «Полуночники» и «Дом у железной дороги», ставшие художественными цитатами во многих фильмах ХХ века.
«Полуночники» - картина об одиночестве, отчуждении человека в каменных «джунглях» мегаполиса. Городская улица показана пустынной, безжизненной, оформленной в тревожных алых оттенках. Несколько посетителей кафе кажутся очень замкнутыми, все они отрезаны друг от друга полосками пространства. Общее впечатление – отстраненность.
«Дом у железной дороги» процитирован в нескольких лентах классического Голливуда, в том числе в «Психо», А. Хичкоква. Дом, самый обычный повседневный объект, в лучах солнца кажется метафорическим монстром, чудовищем, которого игра теней и конструкций заставляет меняться. Левый «бок» дома ярко освещен солнцем, но внутри – темнота. Словно он поглощает свет извне, тогда как внутри продолжает царить мрак. Общее впечатление – необъяснимая тревога.
Такое же впечатление производит более современная работа Драгана Бибина «Деймос», она наделала много шума в интернете, каждый увидевший ее пользователь, делился впечатлением от созерцания и утверждал, что смог разглядеть в непроглядной тьме дверного проема что-то необъяснимо ужасное.
Почему картина пугает? Потому, разумеется, что автор умеет работать с приемом «полуденного ужаса», помещает в центр сюжета самую обычную собаку, которая с тревогой и настороженностью всматривается в проем. Этот герой – пес – подсказывает зрителю эмоции, которые нужно испытывать при просмотре. Получается блестяще. Общее впечатление – страх и дурное предчувствие.
Мастера классической и современной живописи отлично умели передавать весь спектр эмоций, внушать то или иное ощущение зрителю, используя различные приемы: от колористики до эффекта неожиданности. Многие из них воплотились в визуальных образах кинематографа.