Найти тему
Parnas on-line gallery

Полуденный ужас: предчувствие кошмара, как угнетающий прием в живописи.

Оглавление
Фото из личного архива писателя Л.Андреева
Фото из личного архива писателя Л.Андреева

Эффект саспенса, беспричинного нагнетания тревоги, присутствует в изобразительном искусстве с давних пор.

В ХХ веке он активно транслировался через кинематограф, к нему прибегали культовые режиссеры, такие как Стэнли Кубрик или Альфред Хичкок. На самом деле, этот эффект можно передать в любом визуальном искусстве, и живопись не исключение.

Полуденный ужас – это неформальный термин, который стремится охарактеризовать атмосферу беспричинной тревоги. Эта тревога, неприятное, гадкое или гнетущее чувство, возникает у зрителя при просмотре того или иного произведения искусства. И, конечно, этот эффект создан художником специально.

Отель у железной дороги. Э. Хоппер. 1952.
Отель у железной дороги. Э. Хоппер. 1952.

Суть его состоит в том, что все вышеперечисленные эмоции вызывает объект, персонаж или обстановка, по своей сути, безобидная. То есть, изображается то, что никак негативных характеристик не имеет. Главное здесь то – как этот самый объект передан и что ему сопутствует.

Полуденный ужас – это предчувствие чего-то недоброго. На картинах с таким приемом, как правило, царит ясная солнечная погода, полная природная тишина, замершая в ожидании чего-то невероятно дурного. Не зная, что автор специально нагнетает сюжет в своей картине, зритель может счесть произведение просто неприятным, и уж тем более, не станет покупать картину или ее репродукцию для дома.

Мир Кристины. Эндрю Уайет ,1948
Мир Кристины. Эндрю Уайет ,1948

Классическим вариантом художника, транслирующего «полуденный ужас», был американский живописец Эдвард Хоппер. Самые известные его работы: «Полуночники» и «Дом у железной дороги», ставшие художественными цитатами во многих фильмах ХХ века.

Полуночники. Э. Хоппер. 1942
Полуночники. Э. Хоппер. 1942

«Полуночники» - картина об одиночестве, отчуждении человека в каменных «джунглях» мегаполиса. Городская улица показана пустынной, безжизненной, оформленной в тревожных алых оттенках. Несколько посетителей кафе кажутся очень замкнутыми, все они отрезаны друг от друга полосками пространства. Общее впечатление – отстраненность.

Дом у железной дороги. Э. Хоппер, 1925.
Дом у железной дороги. Э. Хоппер, 1925.

«Дом у железной дороги» процитирован в нескольких лентах классического Голливуда, в том числе в «Психо», А. Хичкоква. Дом, самый обычный повседневный объект, в лучах солнца кажется метафорическим монстром, чудовищем, которого игра теней и конструкций заставляет меняться. Левый «бок» дома ярко освещен солнцем, но внутри – темнота. Словно он поглощает свет извне, тогда как внутри продолжает царить мрак. Общее впечатление – необъяснимая тревога.

Такое же впечатление производит более современная работа Драгана Бибина «Деймос», она наделала много шума в интернете, каждый увидевший ее пользователь, делился впечатлением от созерцания и утверждал, что смог разглядеть в непроглядной тьме дверного проема что-то необъяснимо ужасное.

«Деймос» Драгана Бибина
«Деймос» Драгана Бибина

Почему картина пугает? Потому, разумеется, что автор умеет работать с приемом «полуденного ужаса», помещает в центр сюжета самую обычную собаку, которая с тревогой и настороженностью всматривается в проем. Этот герой – пес – подсказывает зрителю эмоции, которые нужно испытывать при просмотре. Получается блестяще. Общее впечатление – страх и дурное предчувствие.

Мастера классической и современной живописи отлично умели передавать весь спектр эмоций, внушать то или иное ощущение зрителю, используя различные приемы: от колористики до эффекта неожиданности. Многие из них воплотились в визуальных образах кинематографа.

Подписывайтесь на наш канал и узнавайте самое интересное из мира искусства!