Открываю для себя новую тему, а именно - мода Советского времени. Начнем мы с тех предметов гардероба, о которых в СССР старались не говорить, избегали в магазинах и даже стыдились - это женское белье. Советское правительство уравняло в правах мужчин и женщин, практически стерло между ними границы, введя массовый унисекс. Белья это касалось напрямую. Кто помнит фрагменты знаменитых сталинских парадов физкультурников? Женщины и мужчины, облаченные в одинаковые майки и трусы, шагают по кремлевской площади, радостно улыбаясь и сверкая глазами. Никаких различий, попыток обозначить "мужское-женское", белье не подразумевает ничего, кроме удобства и простоты. Так ли было это на самом деле, может, было что-то еще, кроме однотипности и массовости? Давайте разберемся.
От революции 1917 г. до индустриализации 1930-х
До 1917 г. в Российской Империи существовало 3 торговых дома, которые были официальными поставщиками императорского двора, а также немалое количество мастерских и ателье по пошиву дамских платьев и белья. Женское белье конца XIX - начала XX вв. было изысканным, роскошным, отделанное заграничными кружевами и лентами, с ручной вышивкой. Белье было доступно для женщин, живущих в городах, и цена была не очень высокая. Часто заказывали комплект белья, который состоял из корсета, комбинации, корсетного лифа, пары нижних юбок и панталон. По стоимости такой комплект не превышал 3-5 рублей, что в переводе на современные деньги - 3040-5040 руб. Для тех, кто шил себе белье самостоятельно, выпускался журнал "Белье и вышивка", который содержал большое количество выкроек. В крупных городах были магазины дамского белья с корсетами на витринах.
Но вот грянула революция, все стало общим, магазины разграбили, мастерские закрыли, хозяева уехали в эмиграцию, были отправлены в тюрьмы или расстреляны. К 1920 г. основные бельевые фабрики были национализированы и перенесены на рельсы советского легпрома, а через год организовали главки для управления предприятиями. Были созданы 2 крупнейших треста - "Мосбелье" и "Ленбелье", которые заведовали всей выпускаемой бельевой продукцией в СССР.
К концу пятилетки тресты были лидерами в стране по количеству выпускаемой продукции. Поскольку НЭП в те годы был локомотивом экономики новой страны, предприятия работали на основе капиталистического подхода. Тресты шли в ногу с мировой модой: белье шили, основываясь на популярном 1920-е мальчишеском силуэте - почти полное отсутствие груди, ни намека на талию и бедра - выпускали бюстгальтер-бандо, короткие панталоны, особой популярностью пользовалась модель комбидресс - сорочка, сшитая с панталонами. С трестом сотрудничали известнейшие художники того времени - А.Родченко, В.Мухина и др. Они повлияли на декор советского белья, например, вышивка гладью шарикодшипников или тракторов на сорочках придавали белью особый шик, советский, не сравнимый ни с чем, прославляющий промышленность и советских людей. За неимением достаточного количества шелка белье шили из батиста и мадополама, но оно было вполне приемлемым. Трест шил не только нижнее белье, были еще и корсеты, которые вытеснила революция и гражданская война. Корсеты шили из китового уса, они были укороченные и более легкие, чем корсеты начала XX века.
Кроме трестов работали еще отдельные мастерские и артели, которые шили белье на заказ. НЭП дал возможность раскрыться советской бельевой промышленности, каждый мог найти белье по вкусу. Белье на заказ было дорогим удовольствием, его могли позволить себе далеко не все, лишь жены высокопоставленных чиновников, звезды кино и богема. Самое модное, красивое и сексуальное белье делали белошвейки, которые начали свою деятельность еще в царской России. Они были знакомы с вышивкой ришелье и гладью, но сложности с материалами, плюс сам процесс ручной работы делал их продукцию очень дорогой для заказчиков. Зато белье было по последним тенденциям моды, сексуальное, утонченное, раскрывающее женщину.
Если в 1920-е с бельём проблем не было, то чулки стали дефицитом. Фабрика "Красное знамя" не могла удовлетворить всех желающих, несмотря на хорошие мощности производства, чулок не хватало. Фильдеперсовые чулки стоили очень дорого, их привозили из-за границы выездные знаменитости, а вот остальным женщинам пришлось перейти на хлопковые чулки.
Начало массового производства
В 1929 г. наступил переломный момент в истории бельевого производства. Была создана новая организация Главодежда, которая поглотила Мосбелье, Ленбелье и частные мастерские по пошиву белья. Главодежда внесла изменения в конструкции бельевой продукции: белье стало безликим, простым и ничем не выделяющимся. В 1937 г. ввели общесоюзный стандарт для пошива бельевых изделий. Сатиновые синие трусы и трикотажные футболки - как раз изобретение этой поры. Этот комплект представлял должен был представлять собой атлетично сложенного мужчину, стахановца, героя, строителя коммунизма, а женщина должна быть ему под стать - с широкими плечами, мужественная, способная в любой момент подменить мужчину в его нелегком труде. О женской природе забыли, наплевали, оставили только одну функцию - рожать, рожать как можно больше строителей коммунизма. Женское белье было типовым, серым, белым или черным, размер бюстгальтера был один, что делать дамам с другими размерами, никто не говорил. Лишь в 1949 г. ГОСТ позволил женщинам иметь 3 размера груди, спустя год 6 размеров, и только 1970 г. официально размеров стало 9. Белье той поры было олицетворением труда и созидания, спорта и мускулистого тела, о другой природе отношений между мужчиной и женщиной предпочитали не думать.
А в остальном мире белье шилось по косому крою, богато отделанное кружевом: впервые в белье стал использоваться цвет - черный, красный, фисташковый. Комбинации, шелковые халаты и сорочки 1930-х гг. стали образцами бельевого искусства.
В Советском союзе такая роскошь была доступна лишь избранным, например, актрисе Любови Орловой. Доподлинно известно, что она обожала белье из шелка фисташкового цвета с вышитой монограммой, а за чулками летала в Париж. Во время съемок кинофильма "Цирк" Орлова играла иностранную артистку, и снималась без нижнего белья, надев платье на чехол-тунику. Это был красивый и эротичный кадр в кинематографе той поры.
Но наступившая в 1941 г. война отодвинула красоту и сексуальность белья на второй план.
Ссылка на вторую часть здесь.
Если вам понравилась статья, не поленитесь оценить ее :) А еще лучше, если вы подпишитесь на мой канал. Спасибо за внимание!