В православии самый долгий в году пост - Великий пост - предваряется днём, который именуется Прощёным воскресеньем.
Прощёное воскресенье, недѣ́лѧ сыропꙋ́стнаѧ (неделя сырокапустная, церковно-славянский) - четвёртое и последнее из четырёх воскресений подготовки к Великому посту в Православии, последний день, когда, согласно Типикону, разрешается есть скоромную пищу: яйца и молочные продукты. Входящее в название славянское слово "сыропустная" обозначает "сыр опускаю", то есть "сыр оставляю - это "Воскресенье сыроеда". В этот день последний раз употребляется скоромная пища (но без мяса).
В этот день накануне Великого поста у православных принято примиряться друг с другом, все просят друг у друга прощения - чтобы приступить к посту с доброй душой, очистить сердце от грехов на исповеди и с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения Иисуса Христа. Ведь заповедал нам Христос "отпускать друг другу прегрешения".
Эта православная традиция, пожалуй, самая трогательная, она называется "чином прощения". Именно с него начинается Великий пост - время покаяния и самого строгого воздержания.
Прости и прощай.
В этот день все знакомые между собой люди, а порой, и совсем не знакомые, обращаются друг к другу со словами: "Прости меня!" А в ответ слышат: "Бог простит, и я прощаю. И ты меня прости!" Кто-то обнимается, если хочет, кто-то нет. А кто-то даже плачет. Устойчивую православную традицию так объясняет профессор богословия ПСТГУ протоиерей Георгий Ореханов: "Главная цель Великого поста - духовная подготовка к встрече Воскресшего Христа (к Пасхе). Это ведь не что иное, как борьба со своими страстями. А одна из страстей - раздражительность, гнев, приводящий к ссорам. И смысл Прощёного воскресенья в том, чтобы простить все обиды, которые тебе нанесли и самому попросить прощения у тех, кого ты обидел. Это первый шаг к христианскому устроению души".
Этот сугубо религиозный обряд со временем стал народным обычаем. В последний день Масленицы даже далекие от религии люди просят прощения у друзей и близких. Как он появился вообще в православии? А вот как.
Чин прощения. Возникновение.
Сам чин прощения возник в ближневосточных монастырях где-то в V веке. Насельники этих монастырей уходили в пустыню вплоть до Пасхи, чтобы провести пост в полном одиночестве, наедине с собственными мыслями. А из пустыни кто-то из них мог и не вернуться: умереть от старости или болезни, стать жертвой диких зверей или разбойников. Которых в те времена было великое множество, и непонятно ещё, кого было больше. Понимая это, отшельники примирялись друг с другом, прежде чем разойтись.
Тем самым они следовали одной из заповедей Христа: "Если вы не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших". Сегодня этот евангельский отрывок в Прощёное воскресенье читают во всех православных храмах.
Когда просить прощение.
"Прости человека - и всё наладится" - звучит предельно просто. Тем более не нужно ломать голову, когда это сделать: есть же специальный день - Прощеное воскресенье. Однако это вовсе не значит, что в Прощёное воскресенье можно всех простить, самому извиниться и распрощаться со всеми этими этими людьми до следующего года. С церковной точки зрения просить прощения и прощать нужно постоянно, к чему Церковь и призывает постоянно. "Чин прощения в Церкви совершается для того, чтобы напомнить: так мы должны поступать всегда. Просить прощения друг у друга нужно каждый день. Например, для супругов у христианских писателей есть очень хорошее правило: если поссорились, надо постараться примириться до захода солнца и не переносить обиду в следующий день. Это правило годится для всех. Только люди забывают об этом", - сетует отец Георгий Ореханов.
Как просить прощение.
Искренне. Прощение нужно просить искренне, от души, ведь тебе всегда есть в чём повиниться, в твоей жизни не могло не быть поступков, о которых ты сожалеешь и за которые тебе стыдно. Вот, когда ты просишь прощение у других, ты и иди от них. И также с лёгким сердцем прощай других, ведь человек грешен, и что ты простил бы самому себе - прости другому.
И это понимание тоже наполнено глубоким религиозным смыслом. Недаром в православном церковном календаре этот день называется "Воспоминанием Адамова изгнания". Именно с изгнания Адама и Евы из рая начинается земная история человечества, которая, согласно богословской трактовке, после грехопадения распрощалась с бессмертием.
"Как пишут святые отцы, всякий человек, в том числе и младенец, причастен к первородному греху, совершенному Адамом. И грех этот приводит душу в немирное состояние - когда человек не желает жить в мире с другими людьми. Поэтому и начать он должен с того, чтобы стараться изменить свое отношение к ним", - поясняет отец Георгий Ореханов.
У кого просить прощение.
Да у всех. Как говорится в старой русской купеческой пословице, "ежели чего лишнего прибавишь, за то не спросится, а за недодачу взыщем".
Прощение можно просить у всех: и у православных, и не у православных, у верующих людей, и у неверущих. Просить прощение надо у всех, у кого вы чувствуете, что на душе осталось что-то невыясненное. И им будет легче, и вам на душе будет спокойнее. Прощение - это великий дар, который нам дал Господь. Он прощает нас, а мы прощаем близких. "Зачастую бывает так, - поясняет отец Ореханов, - что мы и у незнакомых просим прощения. Я имею в виду не ситуации наподобие той, когда наступил на ногу в метро и извинился. Я говорю о более сложных случаях - например, когда в романе Достоевского "Преступление и наказание". Родион Раскольников вышел на площадь и просил прощения как бы в целом у народа, потому что он чувствовал глобальную, экзистенциальную вину". Ну и,конечно, для того, чтобы иметь потребность попросить прощение, совсем не обязательно быть Раскольниковым.
"Не забудьте в воскресенье попросить прощение у семьи, близких и даже своих котов с кошками", - поделился советом один православный журналист.
Обязательно ли просить прощение?
Конечно, нет. Это тебе скорее нужно. "Если речь идет о людях, с которыми совершенно не знаком, просить у них прощения ты вовсе не обязан", - отмечает священник.
Не обязанность это никакая, просить прощение, это дар. Даже зайдя в этот день в Церковь, делать это совсем не обязательно. Батюшка говорит: "Если человек, не планировавший участвовать в чине прощения, зашел в храм как раз в этот момент, он может совершенно спокойно пропустить этот обряд. Все, что совершается в Церкви, подчеркивает протоиерей, - дело сугубо добровольное".
Кто первым должен просить прощение.
А тут всё просто: "Сделай первый шаг!" Это как в армии, первым из двух одного звания военных отдаёт честь тот, кто вежливее. А на нашей грешной земле мы все одного звания. И первым обратится с просьбой прощения, наверное, тот, кому нужнее.
"Люди часто приходят на исповедь с вопросом: "Батюшка, я поссорился с человеком 20 лет назад и все это время не созванивался с ним и не переписывался - как поступить?" И я всегда призываю сделать первый шаг к примирению", - объясняет богослов.
У христиан приятно говорить друг другу: "Прости меня", а в ответ слышать - "Бог простит, и я прощаю". По традиции это делается, чтобы подойти к Великому посту без грехов за спиной. И что особо важно в традиции, важен именно момент извинения, а не ответ собеседника.
"Люди есть люди. Мы все чувствуем. Нет каких-то тупиц, которые скажут, что не простят. Любой человек будет тронут вашим извинением. Не нужно думать, как воспримут ваши слова. Даже если человек не покажет внешне, он всё равно оценит ваше великодушие, вашу простоту и ваше желание добра", - считает православный журналист.
Так у всех ли стоит просить прощение?
Да как душа твоя просит. Ну и разум, разумеется, включай, он нигде не лишний.
Странно было бы просить прощение у душегубов и детоубийц, и у насильников странно. Не стоит и просить прощения "у врагов Родины". "Например, у меня нет никакого желания просить прощения у Гитлера", - заключает священник.
Да и у врагов и недругов не стоит прощения просить, если вражда непримиримая, как у Бога с Антихристом. Хотя и есть такие, кто это с мазохистской настойчивостью делает. Не надо пример брать с таких.