Благодаря разумной политике короля Иерусалима Балдуина II к 1120 году еще не орден, но "братство бедных рыцарей Христа и Храма Соломона" преодолело кризис бедности и начало приобретать черты могущественного ордена.
Общепринятая история зарождения Ордена Тамплиеров принадлежит перу Вильгельма архиепископа Тирского. Который родился в Иерусалиме и на момент смерти Гуго де Пейна в 1136 году еще "ходил под стол пешком", но в последствии был ярым пропагандистом Ордена. Поэтому часто приукрашивал быт и деяния храмовников.
Еще не устав, а первые основные правила братства гласили: брат не может иметь имущества и не может покинуть братство. То есть, рыцарь или простолюдин вступая в орден все свое имущество (существующее или полученное в наследство). Основное заблуждение, что существовало правило безбрачия, было множество женатых "братьев", семьи которых жили на территории братства (в последствии им запрещалось носить "белые плащи" и все отличие). Братство в свою очередь обеспечивало братьев крышей над головой, едой, одеждой и обмундированием, впоследствии им даже платили жалование. Все это стало возможным после получения права предоставлять свои услуги напрямую заказчику минуя королевскую казну и освобождение от всех видов податей и налогов на территории королевства (включая церковные). По сути братство представляло собой первую регулярную армию в непосредственном подчинении королю Иерусалимскому.
16 января 1120 года открылся собор в Наблусе. Его целью было принять законы нового королевства. Дело в том, что за 20 лет крестоносцы уже не соблюдали ни светские, ни церковные законы Европы. Обыденным делом были грабежи, насилие, убийства и т.п., что согласитесь не добавляло авторитета новой власти среди местного населения, в условиях тотального сокращения численности боевой силы Латинских государств. В числе прочих, наконец то, были узаконены браки с "неверными" на условии принятия христианства; осуждена содомия; и как уступка отменена так называемая "рыцарская десятина" - налог который платился с трофеев всем выше стоящим в иерархии, включая церковь (т.е. рыцарю могло достаться где то половина от полученных трофеев, поэтому их все скрывали).
В отличии от бытующего мнения, никто и не думал обсуждать признание Ордена Тамплиеров на этом соборе. Этого не требовалось, более того многие считают, что именно нарастающая мощь "братства" заставила всех подписать принятую буллу (священный католический документ скрепляемый папской печатью) по итогам собора. А в самом документе упоминается всего один раз почти в самом низу. Где среди прочих первых светских и духовных лиц государства подписавших буллу, стоит подпись "Гуго де Пейн брат Ордена бедных рыцарей Христа и Храма Соломона". То есть без всяких соборов мощь и влияние Ордена в Иерусалиме признавали все.
Собор собором, но задачу поставленную королем никто не отменял, а именно создать и обучить ударную армию. Из переписки венецианских и генуэзских купцов - основных нанимателей тамплиеров, орден представлял собой коммуну из множества малых жилых и ремесленных построек с большим зданием в центре в них проживали тренировались и работали не менее четырех десятков братьев-шевалье (рыцарей) и семи сотен братьев-сержантов (солдаты, слуги, ремесленники и т.п.). Явно не девять бедных рыцарей описанных архиепископом Тирским. Помимо командорства в Иерусалиме, имели представительство в Яффе и Эдессе, обеспечивая безопасную торговлю и паломничество. Но этого все равно было не достаточно.
Проблемы было две. Мусульманский мир потихоньку начал объединяться участились как открытые боестолкновения, так и просто набеги со стороны турок-сельджуков, в связи с чем участились карательные миссии ударной силой которых были Тамплиеры. Орден нес потери, с трудом восполняемые местным населением принявших христианство. Так же частым явлением стало дезертирство, особенно со стороны европейских братьев. Приплывшие в Палестину из Европы, авантюристы всех мастей охотно вступали в орден и за год службы, путем сокрытия трофеев, сколачивали себе состояние и покидали орден. Их преследование в Европе было невозможным.
Решение было найдено в необходимости признания Ордена Папским престолом в Риме, а следовательно и королями Европы. Балдуин II начал готовить рекомендательные письма, отправка посольства планировалось после завершения карательной миссии в Эдессе. И тут Тамплиеры несут первое ощутимое поражение - в апреле 1123 года их "патрона" Балдуина II захватывает в плен туркменский военачальник Балак. И как бы, тут то и могла закончится история Ордена, но туркмены предпочли обменять христианского короля на золото, чем содержать как заложника. Тут начинается новая стезя храмовников - финансовая.
Казна Иерусалима не покрыла бы и четверти огромного выкупа затребованного Балаком, а бароны не горели желанием платить из своего кармана. Годфруа де Сент-Омер обратился за недостающими средствами к купцам, чего уж он им там наобещал, но через год получил требуемую сумму. В 1124 году Балдуин II вернулся на свой престол, оставив в заложницах свою пятилетнюю дочь Иовету (Ивету). И в 1125 году собрав объеденную армию в окрестностях Азаза, разбил намного превосходящую по численности армию сельджуков, восстановив тем самым влияние в регионе. Теперь не что ему не мешало заняться укреплением его любимого детища - Ордена Тамплиеров.
Читайте так же первую часть цикла: Тамплиеры. Странности основателей ордена.
Подпишитесь на канал и поставьте лайк - мотивируйте автора для написания интересных статей