Supra впервые появилась в 1978 году, в виде спец версии лифтбека Toyota Celica. Автомобиль имел рыночный успех и к 1986 году стал самостоятельной моделью (уже в третьем поколении), хотя стилистически Celica и Supra были очень близки. А вот "четвертая" Supra, увидевшая свет в 1993 году, стала откровением - футуристичный стиль, большая мощность и акцент на малом весе, создали культ Супры!
Toyota Supra четвертого поколения была разработана с чистого листа в качестве ответа корпорации Toyota другим выдающимся японским автомобилям: Nissan 300ZX, Mazda RX-7 и Honda NSX. Однако, Toyota жила не только домашним рынком, поэтому Supra готовилась отбирать покупателей также и у Chevrolet Corvette, Porsche 911 и Aston Martin DB7. С Porsche и Aston Martin по части престижа Toyota конкурировать, конечно, не могла, но по чистой скорости была, по крайней мере, не сильно медленнее :)
Инженеры Toyota были одержимы сокращением веса автомобиля. Широко применялся алюминий: из крылатого металла были сделаны капот, поддоны двигателя и коробки передач, рычаги подвески, колесные диски! Материалом топливного бака выбрали пластик, а рулевого колеса - магниевый сплав. При этом, комфорт не стал жертвой экономии веса. В Supra достаточно хорошая шумоизоляция, стереосистема, кондиционер, подушки безопасности и прочие блага японской цивилизации (кто пересаживался с Жигулей на б/у Тойоты поймет). В салоне водитель ощущал себя пилотом истребителя - центральная консоль повернута к водителю радикальным образом!
Supra A80 сбросила более 90 килограммов относительно модели третьего поколения, на смену которой пришла. Под капотом стояла легенда мирового двигателестроения, один из главных swap-моторов - 6-цилиндровый 2JZ-GTE. Были так турбо, так и атмосферные версии (2JZ-GE), на вершине "пищевой цепи" стояла модификация с двойным турбонаддувом и 6-ступенчатой "механикой".
"Главной" Supra, несомненно, стала оранжевая тарга 1994 года из первого "Форсажа", открывшего мир тюнинга и стритрейсинга миллионам молодых и активных парней! Фильм вызвал всплеск интереса к Supra, была построено масса реплик машины Брайана, да и стоковые A80 стали еще более популярными. В экспортном варианте автомобиль развивал более 320 л.с. (в Японии - 280 л.с. в соответствии с требованиями законодательства), причем благодаря двум турбинам достаточно мощности было доступно уже с 1800 оборотов в минуту. Вообще, 2JZ-GTE очень уважаем в мире спорта и тюнинга, поскольку позволяет снимать до 1000 лошадиных сил при сохранении приемлемого ресурса (при устранении некоторых конструктивных нюансов)! Потенциал у мотора огромный.
Toyota выпускала Supra четвертого поколения с 1993 по 2002 год. После завершения производства Supra просто исчезла. Только в 2019 году вышла долгожданная Supra пятого поколения, однако это уже совершенно другая машина, да и мир стал абсолютно другим. Поэтому лучшей Супрой остается машина четвертого поколения! И тут перед желающими приобрести Toyota Supra А80 в полный рост встанет ряд проблем. Найти "живую" машину крайне сложно, поскольку не у каждого из "поколения Форсажа" были деньги на качественный тюнинг и достаточное водительское мастерство. Масса автомобилей угроблено владельцами, мечтавшими стать если не Домиником Торетто, но хотя бы Брайаном О'Коннором...
На фото отличный стоковый пример 1993 года, находящийся в Америке. Автомобиль с двумя турбинами, механической коробкой передач, съемной крышей Sport Roof и пробегом менее 10 000 миль наглядно демонстрирует вторую проблему для желающих стать владельцем японской легенды. В последнее время цены на культовые автомобили 90-х стремительно взлетели на мировом рынке и специалисты аукционного дома RM Sotheby's оценивают эту Supra А80 в 125 000 - 150 000 долларов, в рублях это где-то 8 - 10 миллионов!
Однако, есть примеры и с более шокирующим ценником: весной 2019 года Toyota Supra Twin Turbo Targa 1994 года выпуска тоже черного цвета "ушла" на аукционе в США за 173 600 долларов - 11,6 миллионов рублей...
Очень дорого, но это Toyota здорового человека ;)
Сергей Клюшниченко
Обновлено: автомобиль продали на аукционе RM Sotheby's 06-07.03.2020 за сумасшедшие 137 200 $. Доллар растет, поэтому цена в рублях шокирует...