Найти в Дзене

Как лгать при помощи статистики?

Оглавление

В очередной раз, выбирая достойную книгу — наткнулась на «Как лгать при помощи статистики» Дарелла Хаффа.

Издание привлекло интригующим названием, красочной обложкой и рекомендациями Билла Гейтса. Основатель «Microsoft» утверждает, что данная книга полезна и далеким от статистики, и тем, кто в теме. Мне приходилось работать со статистическими данными, занимаясь научными проектами. Но не было случаев, чтобы захотелось или понадобилось солгать. И при виде данного источника знаний стало любопытно как не быть обманутой, вовремя распознав ложь.

Чтобы ее распознать, нужно иметь представление о проведении статистических исследований, знать какие существуют виды статистики, какие методы позволяют исказить или сфальсифицировать выводы.

Книга была написана в 1954 году, но я как человек, работающий со статистикой точно могу сказать, что описанное в ней актуально.

В моей жизни был период активного поиска работы. На собеседованиях чаще всего приходилось слышать подобную фразу: «У нас в компании в среднем сотрудники зарабатывают 100000 рублей». Но после трудоустройства я узнавала у коллег, что у них зарплата от 40000 до 80000 рублей! Естественно, я задавалась вопросом:

«А где же те сотрудники со средними 100000?! Эй, люди! Я здесь только из-за вас!»


И так было всегда.

И только, дочитав Дарелла Хаффа, я стала задавать вопросы HR:

«А какой вид средней величины Вы имеете в виду? Моду, медиану или среднее арифметическое :)


Мало кто отвечал на этот вопрос, чаще господа HR так не выходили из ступора, и я ни с чем возвращалась домой. :)
Стало ясно, что
обычно под средними значениями подразумевают среднее арифметическое. Но, к сожалению, данное значение ничего нам не даст.
Если бы мне озвучили
моду — стало бы гораздо понятней, какая зарплата меня может ожидать. Ведь мода — значение, которое встречается наиболее часто.

Иллюстрация к книге из свободных источников
Иллюстрация к книге из свободных источников

Помимо видов средних существует множество способов запутать, обмануть или попросту завлечь покупателя цифрами. Статистика это важный инструмент маркетологов, с ее помощью можно делать такие выводы и отчёты, что клиенты создадут очередь даже за никудышным продуктом.


Один интересный пример из книги:


«Потребители отмечают, что благодаря зубной пасте компании Doakes у них образуется на 23 % меньше кариеса».

Звучит классно, неправда ли?
Но читая дальше становится ясно, где зарыта собака.
Дело в статистически некорректной выборке. Группа испытуемых состояла всего из 12 человек!
Производитель никого не обманув, а просто применив хитрость — получил
широкое освещение в прессе, имея все необходимые заключения экспертов!
Так в чем суть?

Небольшая группа потребителей в течение 6 месяцев следит за состоянием зубов, после чего переключается на Doakes. При обследовании возможны варианты:

  1. кариес увеличился;
  2. кариес уменьшился;
  3. изменений нет.

Если события пойдут по 1 или 3 варианту — производитель просто зафиксирует эти показатели у себя, не афишируя их. Или же будет проводить повторные исследования.

Со временем, у кого-то из испытуемых обнаружится существенное улучшение, которое приведет к сенсации! А случится это независимо от факта использования пасты Doakes. Быть может в тот момент испытуемые уже будут использовать другую пасту или не будут использовать вовсе.

При массовой выборке любой, даже случайный сдвиг в желаемую сторону не будет столь ощутимым. И уж точно о нем не напишут в газете.

Да и заявление о 2 % улучшении не подтолкнут покупателей сметать весь товар с полок магазинов.


Часто я вижу подобную рекламу зубных паст, кремов и шампуней. И теперь у меня подобная реклама вызывает лишь улыбку.

Любой маркетолог должен прочитать эту книгу. Но также я советую ее представителям любой другой профессии, обычным потребителям и просто любознательным людям.

Вы прочитаете большое количество интересных примеров. И я уверена, что с ними встречался в жизни каждый человек.

Скучно не будет:)

Спасибо за внимание!
А вы верите статистике?)

Иллюстрация к книге из свободных источников
Иллюстрация к книге из свободных источников