Заметки путешественника
Всем привет!
Сегодня я хочу с вами поговорить на тему трамваев в Улан-Удэ. Изначально, я планировал уделить внимание и автобусам, но ничего особо интересного там не встретил, кроме трех экземпляров: ЛАЗ-695Е, ЛиАЗ-5256.25 и ПАЗ-3237-03 "Лужок" в московской комплектации. Остальное, что попадалось на пути - маршрутки, которыми город буквально наводнен.
Вернемся к нашим трамваям. В начале 1950-х годов было принято решение о строительстве городского трамвая. Строительство первого участка линии от Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода до Заудинского кольца шло 3 года. 16 декабря 1958 года произошло торжественное открытие первого маршрута.
Первыми вагонами в городе были КТМ-1 и КТП-1. Они составляли 9 поездов (соответственно, в городе было 18 вагонов). 2 года спустя, в Улан-Удэ заработала вторая линия: от Шишковки до нынешнего проспекта 50 летия Октября. В 1964 году от Заудинского кольца продлили до тонкосуконной фабрики. В этом году число вагонов перевалило за 70. В городе к этому моменту уже появились КТМ-2 и КТП-2. Также открыли новое депо, которое, в отличие от прошлого, вмещавшего в себя всего 25 вагонов, способно было обслуживать около 100 единиц техники.
В 1970 году трамвай продлили от трамвайного депо до "20а" квартала. К этому моменту были закуплены вагоны КТМ-5М "Урал". За 3 года было приобретено 26 вагонов данной модели. А в 1971 году в город стали поступать КТМ-5М3, которые заменили все КТМ-КТП-1 и КТМ-КТП-2 в городе. В 1975 году открылась новая ветка от "20а" квартала (тогда он назывался поселок Никольский) до Мелькомбината. Уже в начале 80-х годов запустили новый участок по открытому мосту, от Базы до Стрелки. Его длина составляет четыре половиной километра. Через 2 года был запущен столь же большой участок линии от ТСК до 40-го квартала.
До конца 80-х в город поступило 86 вагонов КТМ-5М3. На конец 80-х это была единственная модель трамвая в Улан-Удэ. В 1989 году трамвайное "кольцо" замкнулось -был открыт 5-километровый участок от Стрелки до ЛВРЗ. В начале 90-х в город поступили 13 вагонов 71-605А и 13 71-608К. С 1998 по 2001 в город пришло еще 4 вагона 71-608КМ. К слову, это был пик перевозок у трамвая - в этот период трамвай перевозил около 72 миллионов пассажиров в год.
В 2007 году было открыто движение между 20 и 40м кварталами. На последнем было демонтировано оборотное кольцо, что привело к отмене маршрута 6. С 2004 по 2008 в город пришло 20 новых вагонов 71-619КТ. В 2017 году город стал применять безналичную систему оплаты. В 2019 году в город поступило 15 новых низкопольных трамваев 71-911ЕМ "Львенок".
Это первый город в мире, который стал массово эксплуатировать эти вагоны. В них использованы все новшества: климат-контроль, зарядки для телефонов, кнопки для открытия дверей (можно сказать, московская комплектация). Сейчас в городе действует 73 вагона на 4 маршрута. Стоит отметить, что они сделаны достаточно органично: 1 и 2 являются обратными друг другу кольцами, конечная у обоих - Улица Шишкова, и 4 и 5, которые охватывают нижнюю половину сети до ЛВРЗ и верхнюю до Шишкова соответственно.
В перспективе, город должен получить еще 10 вагонов из Москвы. Трамвайная система Улан-Удэ - одна из самых удачных трамвайных сетей России. И вагоны, и пути находятся в отличном состоянии. Само предприятие в 2013 году даже получило премию "Золотая колесница".
Остается пожелать городу успехов в обслуживании жителей и гостей бурятской столицы. Более того, хочется, чтобы сеть продолжила расти и охватывать все новые районы Улан-Удэ.
На том всё! В следующей статье мы с вами поговорим о троллейбусной системе Читы.
Спасибо за внимание, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал! До новых встреч!