Начальство прибыло в отличном настроении: показатели по всем отраслям, начиная с трудоёмкого растениеводства, и, заканчивая тяжёлым животноводством, были у нашего хозяйства лучшими по области; не говоря уже о том, что мы единственные перевыполнили план сдачи сельхозпродукции и дикорастущих плодов, грибов, ягод от частников для потребкооперации. Обсуждение текущих вопросов, всех, кроме одного единственного, по какому и случился их визит, закончилось в пять часов вечера. Однозначно, способствовали этому удивительное радушие хозяек и какая-то невероятно притягательная утончённость в выборе блюд, их временной порядок подачи и непривычная глазу оригинальная общая сервировка стола с помощью красивой изящной посуды. Атмосфере, царящей при этом, завидывали бы рестораторы, бьющиеся за Мишленовские звёзды. И батюшка, как ни странно, помалкивал. Если бы Гриша присутствовал при этом, он, наверняка, гордился бы тем, что его уроки по кулинарному мастерству и домоводству за долгие годы жизни в этом доме усвоены отлично и находят применение в реальных ситуациях.
Прощаясь, уже на выходе из калитки, председатель комиссии, полуобернувшись, неожиданно сказал :”Да, я вижу - машины у всех Мы туда утром заезжали. ”Серьёзнейший взгляд батюшки сомнений не оставлял - этот поведёт сам! За руль председательской машины сел его сын, “случайно проходивший рядом”, “вандалы” - каждый при своей жене, управляющей рулём своей машины, автомобиль участкового вела бабушкина сестра Лена, ну а транспортным средством парторга управляла его жена... Мы, как могли, разместились с ними. Наш дух поддерживало только предсказание Макарихи о том, что обойдётся... Когда мы подъехали к родным могилам, комиссия даже из машины выходить не стала. Открыв дверь, самый главный обратился к батюшке: ”Уважаемый, сегодня с утра мы объездили всё это кладбище вдоль и поперёк. Нигде не увидели уничтоженных и разрушенных памятников, также нигде не увидели нецензурных и оскорбляющих надписей, рисунков, символов; также нигде не увидели нечистот. Как Вы видите - везде идеальный порядок, а около этих могил - особенно. Вы, батюшка, у нас недавно, и, конечно, не можете знать, что деньги у этой большой дружной семьи имеются. Про них говорят: бабы замужем за работой, а мужики женаты на работе. Помимо основной работы у них крепкое подсобное хозяйство, излишки в потребкооперацию сдают. Они машины через каждые два года через наш райпотребсоюз на новые меняют... Что для них какие-то памятники, пусть один даже из розового мрамора... Памятники они могут хоть каждый месяц менять, были бы деньги - закон не запрещает... Всем удачи! До новых встреч!”
Батюшка присел на краешек лавочки, на которых уже сидели все мы. Мы молчали, потому, что медленно сходили с ума: никаких куч с глыбами и осколками около могил не было. Всё, где положено, было аккуратно посыпано красным битым кирпичом. На могилках радовали глаз цветущие буйным цветом пушистые кустики мелких осенних хризантем белых и сиреневых.
В чувство всех привёл командирский голос председателя: ”Настёна! Ёшкин кот! Кто камни прихватизировал!?” Макариха, как всегда, очень спокойно отвечала: ”Никто. Разве мог Мотя своего дружбана подвести? Всю ночь собирал осколки - какие к какому, потом у девчонок в головах закапывал, спину сорвал. Доча и внучка мои сейчас его у нас в лесу лечат. Они же и цветы сажали, еле успели до приезда комиссии.” Потом она развязала узелок, который всё это время держала в руках, достала оттуда огромную пачку денег, оставленную Гришей год назад, и протянула зятьям со словами: “Чтоб к осенней Казанской памятники - для каждой души свой - стояли.” У батюшки же при виде такого количества денег, как говорят у нас в деревне, челюсть отвисла. Перехватив его ошарашенный взгляд, председатель решил сгладить обстановку и “пояснил”: ”Подруга детства, понимаешь.”... Как опытный хозяйственник он молниеносно оценил сумму денег в пачке и отдал приказ зятьям: ”Не забудьте к Октябрьской кладбищенскую дорогу качественной щебёнкой укрепить и въезд облагородить!” Потом совершенно неожиданно произнёс: ”Два ноль в пользу отсутствующего.” Все присутствующие, разумеется, кроме батюшки дружно рассмеялись, а Гриша, наверное, где-то там далеко сильно икнул. Всем нам было понятно: Гришиным памятникам имеет место быть!
Батюшка недоумевал весьма эмоционально хотя и бессловесно. Мимика его лица и жесты были выразительнее слов.
Вторая краткая, но грозная речь председателя была обращена к зятьям-”вандалам”: ”Клоуны! Зачем камни на мелкие осколки дробили!?” Зятья, ещё не до конца осознавшие, что “пронесло”, на полном серьёзе, заикаясь и перебивая друг друга, начали объяснять, что обнаружили на памятнике сбоку со стороны Томочкиной могилы колдовские знаки, объединённые в маленькие и большие кучки, нанесённые не буквами, а специальными сатанинскими символами.
Если батюшка ещё как-то смог воспринять исчезновение осколков памятников и идеальный порядок на могилах, нереально большие деньги, переданные Макарихой для подруги детства, и дружный смех всех присутствующих в столь неподходящий момент в таком же столь неподходящем месте, то колдовские знаки и сатанинские символы на православном кладбище - этого он пережить не смог!
Щупленький, маленького росточка, он сорвался с краешка лавочки и как коршун над добычей завис над зятьями. Каким-то чужим утробным голосом, совсем не таким, каким читал проповеди в церкви, со страшным выражением лица он почти прокричал: ”Сколько классов окончили?” Те от неожиданности так растерялись, что называется, “впали в ступор” - их хватило только на то. чтобы открывать и закрывать рот, не издавая звуков. Ребята были похожи на двух огромных сомов, вытащенных на берег.
Дальше события развивались как в фильме “Бриллиантовая Рука” в момент всем хорошо известного интервью на причале, только в роли Семёна Семёновича Горбункова были Шуркины зятья, а в роли его жены соответственно профилю работы выступали председатель, участковый и парторг.
Первый батюшке отвечал парторг:
- У нас всеобуч - 10 классов.
Батюшка:
- Какой язык изучали?
Парторг:
- Немецкий.
Батюшка:
- Кино смотрите?
Парторг:
- Смотрим в клубе по субботам кроме посевной, уборочной и когда не заняты в своём хозяйстве.
Батюшка:
- Телевизор-то хоть у вас есть?
Председатель с гордостью:
- Их семья в райпо за сельхозпродукцию больше всех телевизоров купила.
Батюшка:
- Тогда, к сожалению, ситуация крайне безнадёжная.
Участковый взвыл с искренним отчаянием в голосе:
- Батюшка, почему?
Батюшка тяжело вздохнул и без особой надежды в голосе сказал:
- Попытаюсь объяснить. Колдовские знаки - это буквы того иностранного языка, который вы изучали в школе; малые и большие кучки этих знаков - слова, а сатанинские символы - прописные буквы этого языка. Я прочитал эти слова и могу на память прочитать их всем вам сейчас, тем более, что вы их прекрасно знаете. Да что там прочитать - я могу пропеть! И, не дожидаясь ответа, батюшка присел на уголок лавочки, локоть левой руки поставил на стол, кисть руки поднял кверху, как будто что-то держал, а правой рукой сделал жест, словно перебирает струны гитары, его левая нога начала отбивать такт...И неожиданно приятным голосом он очень нежно тихонько запел :
Я в весеннем лесу пил берёзовый сок,
С ненаглядной певуньей в стогу ночевал,
Что любил - не сберёг, что имел - потерял,
Был я смел и удачлив, а счастья не знал…
Мы замерли, а батюшка с чувством, прибавив силы в голосе, продолжал :
И носило меня как осенний листок,
Я менял города, я менял имена.
Надышался я пылью заморских дорог,
Где не пахли цветы, не блестела Луна..
………………………………...
Зачеркнуть бы всю жизнь, да сначала начать,
Полететь к ненаглядной певунье своей,
Да вот только узнает ли Родина - Мать
Одного из пропащих своих сыновей?
Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…
*Песня "Я в весеннем лесу пил березовый сок" автор - Евгений Данилович Агранович.
Шуркиных дочерей в деревне звали “Кремень-Бабы”. Кремень они были всегда и во всём: в физической силе, в трудоспособности, в исполнении взятых на себя обязательств, и уж, конечно, в несгибаемой силе духа и силе воли. Никто и никогда не видел, чтобы они плакали, даже, когда, будучи школьницами, по просьбе Шурки в конце зимы бегали на лыжах проверять в лесу силки на зайцев и были атакованы тощими злющими голодными волками, уже считавшими добычу своей. Они вернулись, разодранные в кровь, в порванных в клочья шубейках, но с зайцами и каждая волокла привязанного к палке добытого волка. Даже тогда они не плакали - рыдала Шурка, опасаясь заражения дочерей бешенством. А сейчас слёзы градом катились по их покрасневшим щекам...При этом было видно, что им очень и очень стыдно... Это была одна из любимых Гришиных песен. Он часто пел её дома по вечерам. А когда Томочка увлеклась языками, они перевели её на немецкий язык и пели вместе. Поэтому он и выбил слова этой песни со стороны Томочкиной могилы на немецком языке. Как мы не увидели этих слов - уму непостижимо, а зятья рассмотрели. Мне в тот момент подумалось : как хорошо, что этого не видит Гриша - со стыда бы умер; он столько нам рассказывал про Аграновича, о его творчестве, об истории написания этой песни... Макариха ухватила мой взгляд, подмигнула и тихо сказала :”И не говори, девк, точно хорошо, ясное дело - умер бы.” Батюшка встал с лавочки и, направляясь к машине, тоже тихо, как бы про себя, сказал : “Умом Россию не понять…” Парторг переспросил: “Извините, не расслышали.” Батюшка улыбнулся и громко сказал: “ Каждый в этой жизни сходит с ума по-своему. Будьте счастливы, берегите себя и своих близких.”... К положенным срокам на кладбище “вандалы”установили два новых памятника, похожих друг на друга, как близнецы-братья, изготовленных в лучших деревенских традициях - чёткой прямоугольной формы чёрного цвета с фотографиями “на паспорт”, сделанными на керамике, правда, памятники были всё-таки не из гранита, а из мрамора. Щебень для укрепления дороги, ясный перец, использовался гранитный - зятья клялись, что он самый прочный и долговечный. Боковые и второстепенные дорожки получили свои порции гравия. Вход на кладбище украсили своевременно припрятанный Мотей Гришин навес и хорошие лавки под ним. Для Моти было поставлено добротное строение с полным набором необходимых инструментов, где он мог отдохнуть и перекусить, приютить попавших под дождь людей. На установленный, как на городском кладбище, туалет с двумя дверями и буквами “М” и “Ж” приезжали смотреть из других деревень. По бокам от входа аккуратными группками скомпоновались саженцы каких-то кустарников. Штакетник забора был заменён полностью. Щедрым было пожертвование на нужды храма. И всему этому удивлялся только батюшка - жители деревни за долгие годы привыкли к такого рода поступкам этой большой семьи и их подруги Макарихи, для всех это было в порядке вещей.
Моя жизнь набирала обороты. Училась заочно. Получила два высших образования. Много работала, соглашалась на различные подработки и замены. Часто ездила в командировки в Москву и Ленинград ( после 1991г. - Санкт-Петербург). И вот в один из Первомайских праздников я в Питере на очередной стажировке. После ужасно тяжёлого дня и отличного ужина в ресторане шикарной гостиницы (руководство ничего не жалело для нашего обучения - результаты всегда давал значительные положительные экономические эффекты) спала как убитая . Вдруг, скрипнув открывается дверь спальни моего номера, я поворачиваюсь на звук и вижу входящую в комнату Макариху. Она неторопливо входит и садится ко мне на край кровати в ногах. Я лежу и радостно улыбаюсь, протягиваю ей руку и с ужасом ощущаю ледяной холод её руки. Макариха, видя мой испуг, встаёт и правой рукой тихонько машет и говорит мне : “ Спи, девонька, спи... У тебя всё будет хорошо… ”А я удерживаю её холодную левую руку и спрашиваю “ Баб Насть, что это ты так нарядилась-то? Ты уж меня прости, но этот тёмно-зелёный шерстяной платок ну никак не подходит к бабушкиному вишнёвому бархатному платью “ столетней давности”, а на ногах-то что! Завтра пойдём в магазин и всё, что нужно, купим. У вас там в деревне карнавалы устраивать стали?” “Да нет, уезжаю я к себе на Родину, завтра много людей придёт проводить меня. Жаль, что тебя с нами нет, но, если бы ты знала - как мы тебя искали, очень искали... Натуська в твоём городе остаётся - Шуркины дочки подарили ей квартиру, купленную когда-то для Томочки, но в которой так никто никогда и не жил, - и будет работать врачом - детишек лечить, о её даре, доставшемся по наследству по женской линии, даре ясновидения и лечения людей, никому никогда не рассказывай. Присмотри за ней, уж, больно она к людям доверчива. И, чем ты скорее из родительского дома съедешь, тем быстрей свою семью создашь. А сейчас - спи, спи спокойно.”
Утром, проснувшись, я сразу помчалась к администратору, чтобы позвонить домой - сотового тогда у меня ещё не было. Мать бодро отрапортовала, что всё хорошо, все живы-здоровы и я пробыла в командировке, как и планировала, положенные две недели. Вернувшись в родной город, сразу поехала в офис, чтобы сдать крупную сумму денег, полученную на развитие филиала и документы. В офисе меня ожидали приказ о повышении в должности и потрясающая новость о штурме нашей конторы моей многочисленной деревенской роднёй две недели назад с целью узнать адрес моего местонахождения по причине похорон родственницы. Генеральный директор в то время был в другом регионе, а главные вместо него - главный бухгалтер и юрист - решили так : если родная мать, отлично знавшая, где я нахожусь и как со мной связаться, не дала адрес, то они тем более не обязаны сообщать кому-либо что-либо. Слёз и слов у меня не было, но, видно, выражение лица было такое, что буквально через несколько минут секретарь Леночка вложила мне в одну руку приказ о предоставлении отгулов за ранее отработанные дни в количестве семи, а в другую - зарплату, сообщив при этом, что офисный водитель уже ждёт меня, чтобы отвезти в деревню. В деревне я узнала, что похоронили бабу Настю на её Родине в Ярославской области, а на её могиле мне пришлось побывать, к сожалению, только через год.
Встречу с таким замечательным Человеком подарила мне Судьба. Баба Настя Макариха ( Макарова ) реально спасла меня, взяв под своё крыло ещё дошкольницей. А сколько она спасла - по разному спасла - людей, семей, просто человеческих отношений…- времени не хватит рассказывать. Безусловно, неоспоримо ,что магия в её работе присутствовала, но это была магия исключительно добра и целительства. Многие люди, их дети и внуки с благодарностью вспоминают и будут вспоминать её добрые поступки. Мне искренне жаль скептиков, не верящих в людей с удивительными способностями.
Утро прервало эту удивительную историю-исповедь, а я вечером не могла удержаться, чтобы не записать её. Все, указанные в ней персонажи - реальные люди со своими настоящими именами. Буду рада, если эту историю прочтёт кто-то, знавший этих людей и вспомнит их.
Благодарю всех за Ваши комментарии и лайки. Если Вам интересно, чем заканчивается эта история, пишите в комментариях.