Впервые в жизни посчастливилось пойти отпуск в середине декабря. В связи с тем, что мы любим горные лыжи, то решено было устроить вояж по горнолыжным курортам нашего Кавказа или Закавказья. Ехали не спеша, а на подъезде к Кавказкому хребту буквально смаковали начинающиеся красоты. Не трудно заметить, что двухглавого титана видно издалека! Первым местом силы должен был быть Эльбрус: покатать — есть где и посмотреть — есть на что!
Поселились мы в одноименном поселке Эльбрус, что в 15 км от Азау, где и находится подъемник. Отель "Эльбрус Плаза" оказался — просто королевским! Вокруг отеля — сосновый бор и горы; свежий номерной фонд, окна до пола и другие удобства. Оказывается, до конца декабря — низкий сезон, и в отеле мы жили, практически, одни, не считая нескольких спортсменов, приехавших на сборы.
Дорога до Азау вылядит примерно так, как на фотографии. Ехать около 20 минут почти по прямой, но этого времени совсем не замечаешь…
Немного забегу вперед. Утром, традиционно, мы катались, а вот после обеда было время на обследование местности. Так вот, зимой свернуть куда-либо с дороги на Азау в интересное место — практически нереально. Но мы не унывали! Доезжали до куда можно было, а потом разворачивали кухонно-кемпинговый модуль моей разработки, обзор на который я никак не сделаю, и пили чай с местной выпечкой, слушали гул горных рек, дышали свежим воздухом. Хорошо-то как!
Приключений на свою попу мы все-таки нашли :) Единственный интересный внедорожный маршрут в этих краях — дорога к обсерватории. Местные сказали, что на машине зимой до обсерватории доехать — почти нереально, но я им не поверил. Тем более, снега было немного. Начали взбираться в гору, на пути оказываются ворота, подвязанные веревочкой. Справа — будка, на которой написано: проход в заповедник без пропуска — воспрещен. По всей видимости, летом в ней и оформляет пропуск специально обученный человек.
Отвязываем веревочку и открываем ворота, не забываем потом опять зарыть их за собой :) Проезжаем мимо сараев, в которых содержится домашний скот. Пару раз встретились шкуры животных, висящие вдоль дороги…
Дальше тропа уходила в гору, и там, на одном из поворотов, нас постигло фиаско. Вода, стекающая с гор, замерзла, образовав каток. В нее-то пешком зайти трудно, не то, что на машине… Можно было попробовать залететь ходом, но я рисковать не стал. Машина нам еще пригодится :) Ну, а вокруг — красота! Нисколько не пожалели, что поехали в этот "тупик".
Тем временем, мы переносимся на верхнюю станцию канатной дороги Гара-Баши, что на высоте 3847 м над уровнем моря. Несмотря на дефицит снега в этом году, кататься с Гара-Баши было — вполне сносно, правда, камни все-равно встречались. Лыжи поцарапали сильно. Зато с погодой повезло — почти всегда было солнце. Так и пролетело 4 дня…
Вот такие маршрутки ездят по Эльбрусу. Начало маршрута — верхняя станция канатной дороги "Гара-Баши".
Можно поехать на ратраке или снегоходе. Для начала, мы подошли прицениться и сфотографироваться.
В отличии от наших маршруток, цена проезда в одну сторону 1000 руб до остановки "Приют Мария" (4200 м) и 2000 руб до остановки "Седловина Эльбруса" (5100 м).
⠀
Если погода хорошая, то советую ехать до верха, а назад идти не спеша пешком. Только тогда вы успеете насладится красотой Кавказского хребта с вершины самого высокого стратовулкана России и Европы!
Ну, вот и кульминация подъема: полностью открытый великан Эльбрус во всей красе! Ни облачка вокруг…
Во время пешей прогулки вниз не советую сворачивать с протоптанной ратраками тропы. Есть вероятность попасть в трещину в леднике. В этом случае даже тело не найдут. Но не будем о грустном, а посмотрим лучше вокруг!
На фотографии запечатлен камень-мемориал альпинистам, погибшим на Эльбрусе.
Чуть ниже находился Приют одиннадцати — одна из самых старых высокогорных гостиниц для альпинистов и ученых, корпус которой напоминал дирижабль. Культовое и намоленное место для альпинистов многих поколений. К сожалению, в 1998 году приют сгорел. Сейчас идет постройка нового здания гостиницы, на заднем фоне виден новый фундамент.
Эльбрус коварен, в год он забирает от 10 человеческих жизней. Причин может быть много, одна из них — человеческая глупость.
Вот так выглядит ледник, которых множество на Эльбрусе. Чуть ниже центра кадра видно те самые смертельные ловушки — трещины, а хуже трещин могут быть только скрытые под снегом трещины. От станции Гара-Баши можно без проблем самостоятельно попасть на ледник. Так делают мамкины фрирайдеры, чтобы катнуть по пухлячку. Делать это ни в коем случае не рекомендую. Свою жизнь не жалко, пожалейте родных.
Мы на такой высоте (свыше 4000 м) впервые. В целом, чувствовали себя неплохо, но так не все. Когда мимо меня проходил вон тот сноубордист в голубой куртке, я спросил его; почему он не едет на доске? Тот тяжело пробубнил, что не смог съехать, задыхается… Шел он медленно, периодически садился на снег отдохнуть, вставал и шел дальше.
Шел вниз около часа, по дороге встретился еще один белоснежный отель. Надо как-нибудь в другой раз можно попробовать пожить пару дней в таком, поснимать звездное небо.
ПАРУ СЛОВ О ГК ЭЛЬБРУС-АЗАУ
В связи с тем, что в конце декабря 2019 года была очень сильная напряженка со снегом на всем Кавказе, то полноценно оценить горнолыжный комплекс я не могу, но определенные выводы сделал.
1. Подъемники.
Существует два варианта — новый и старый. Мы поднимались только на новом гондольном подъемнике POMA. Не дует, поднимает быстро — 5 баллов. Смысла не вижу пользоваться старой маяниковой канатной дорогой.
2. Разнообразие
Если объяснить на пальцах, то трасса ГК всего одна и разделена она на 3 участка: Азау-Кругозор, Кругозор-Мир, Мир-Гара Баши. Длина трассы от верха до низа — примерно 6 км. Это все, что я могу сказать о разнообразии, которого мало.
3. Сложность
Верхний участок — самый простой (Мир-Гара Баши); самый сложный и опасный, как мне показалось, — нижний (Азау-Кругозор). Много льда, переменчивое освещение по утрам и вечерам.
В целом, ГК — не для новичков. При нас девочка сломала ногу, потом ее несколько часов спускали вниз.
4. Подготовка трасс
Я увидел плохую подготовку. Ратрачат через раз. Видимо, ратраки предпочитают возить туристов к приюту 11, а не готовить склон.
Местами на трассе валяются остроконечные булыжники размером с футбольный мяч и больше. Что будет, если в такой камень въедет чей-то ребенок? Сыпухи (мелких камней) тоже на трассах хватает, это на лыжах сказывается отрицательно.
5. Цены.
Цена скипасса на день — 1600 руб., без вариантов. Лично я считаю, что это — дорого, тем более, после всего вышесказанного.
Ушлый народ, откатав с утра и до обеда, продает скипассы за полцены около касс. Поэтому, если вы долго спали, то можно без проблем купить скипасс после 12 часов с хорошей скидкой, особенно, если поторгуетесь. Я и в 10 часов утра покупал дневной скипасс за 400 руб. с рук. Тут как повезет, главное, не боятся разговаривать с людьми :)
Общее впечатление
Если говорить о каталке — то весьма средненько. Как-то все с ленцой и налетом легкого раззвиздяйства, еще и дорого. Я ожидал большего. Не понимаю людей, которые постоянно ездят кататься только на Эльбрус, оправдывая это особой магией этих мест. Что касается видов на Эльбрус и с Эльбруса, то тут все — на высшем уровне.
Приехал бы я сюда покататься еще раз? Да, можно еще разок приехать, когда будет много снега. Дня на 3-4, не более.
Это еще не все, продолжение следует…