Найти тему
СИНАЙ

Люби и прощай.

Фото из фотостока unsplash
Фото из фотостока unsplash

Люби себя, не наполняй свою душу страхами! Ведь Бог есть Бог любви, а у тебя в душе сложился образ такого сурового Бога, такого угнетающего Бога. Ты вырос с чувством огромной вины и сейчас не можешь доставить радость кому-нибудь, потому что у тебя ее нет. Как же ты передашь радость? Ты же не чувствовал себя любимым, чтобы возрадоваться и раскрепоститься, вот и смотришь на других и без конца твердишь им о грехах, пороках, угрозах, страхах, грядущих бедах, опасностях.

Так каков же Бог в конечном счете? Разве Он таков, чтобы, приблизившись к тебе, преисполнить тебя ужаса, страха, паники и тревоги? Где же святой пророк Илия, чтобы сказать нам, что он ощутил Бога как тихое веяние, тонкое дуновение, сладостный ветерок, повеявший и усладивший его душу? Вот каков Бог.

Говоришь с кем-нибудь из своих же, с христианами… (Мы говорим, что мы христиане, но, по большому счету… как сказал один мой друг: я не знаю, люблю ли, потому что сказать люблю – это слишком велико. Так и здесь: это такое великое дело – сказать, что ты христианин. А христианин ли ты на самом деле? Поведение у тебя христианское?)

Так вот, говоришь с христианами и видишь, что у них сложился образ весьма странного Бога с весьма странными идеями, строгостями, односторонностями, в которых делается акцент на том, чего Бог не говорил, и чрезмерно подчеркиваются такие вещи, которые Христос выделял очень мало, и чрезвычайно много они занимаются тем, чем Христос занимался очень мало.

Почитай Евангелие, поищи и увидишь, на чем Христос делает акцент. Он делает акцент на любви, а на чем делаем акцент мы 2000 лет спустя? Христос делает акцент на смирении, милосердии, прощении, молитве, доверии к Нему, милостыне, предании себя Промыслу Божию и любви, а мы всё время делаем сильный акцент на грехе. Мы больше занимаемся грехом и верим в силу греха больше, чем в силу любви Божией, в силу прощения от Бога.

Увы, мы верим в силу греха больше, чем в силу любви Божией и в силу прощения от Бога

Поэтому такой образ Бога никого не привлекает. То есть у человека голова начинает болеть, когда он говорит с людьми, от которых, казалось бы, надо ждать утешительного и живительного слова, а он у нас находит одно негодование: в наших мыслях, мечтах, планах, в том, как мы смотрим на жизнь и на будущее. И всё это – во имя Бога любви! Не правда ли?

Евангелие говорит: да любите друг друга (Ин. 13: 34). Любите, прощайте! Ты его любишь? Тогда прости! Ничего с тобой не будет. Если прощаешь, это не значит, что ты его оправдываешь. Оставь его в покое, пусть порадуется, ничего страшного! Разве он не знает, что то, что он сделал, – это несправедливо, ошибка, грех? Знает. Но это ведь не значит, что я не стану любить его.

Я люблю тебя. Я не согласен с тем, что ты сделал, но знаю, что ты человек, стараешься и просто совершил ошибку. Я люблю тебя! Но не твою ошибку. Например, ты украл, обидел, сделал аборт, совершил что-нибудь серьезное в жизни. Но, что бы ты ни сделал, ты человек, которого я люблю, ценю, о ком знаю, что ты стараешься, и если я захочу тебя изменить, то не буду делать этого угрозами, а помогу тебе, чтобы твоя душа расцвела.

Когда после цветения появится плод

А когда твоя душа расцветет и раскроется цветок, а после цветения покажется плод, тогда одно пойдет за другим безо всякого давления извне. Не правда ли? Плод ведь не борется со цветком, а просто, когда появится плод, цветок исчезает. То есть что-то лучшее должно произрасти у тебя изнутри, чтобы тебя исцелить, облегчить и отогнать то, что мучает тебя по жизни. И это лучшее – не какие-нибудь замечания, не наказания и обвинения, а любовь, истинная любовь.

А у кого имеется истинная любовь? Конечно же, у Христа, Который понимает тебя гораздо лучше, чем я, на Него тебе и надо положиться.

А еще бывает много людей, у которых есть любовь. Любовь живет и в этом мире, есть много смиренных людей, много настоящих и непритворных людей, которые соглашаются и говорят:

– Да, ты согрешил передо мной, брат мой, обидел меня, оскорбил, уязвил. Я от тебя не ждал такого. Скажу тебе: мне очень тяжело от того, что произошло. Но, в конце концов, разве мы не говорим всё время: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго?

Всё начинается с этого. У нас случается какое-нибудь искушение, страдание, что-то коварное вторгается в нашу жизнь, лукавый искушает нас, мы не можем простить друг друга и думаем, что другой виноват перед нами. Но это не другой виноват, потому что если бы я был таким, каким должно, то ничего, ничего меня не уязвляло бы.

Нельзя оставаться в прошлом

Что сделал святой Павел, ученик святого Антония, когда пришел домой и застал жену, не почтившую их брак и сидевшую со своим дружком?

– Что же мы теперь будем делать? – сказал он. – Прощай!

– Ты, что, не возненавидишь меня? Не побьешь камнями? Не обругаешь, не осудишь? Не…

– Ничего страшного, хорошая моя! Будь счастлива! Я люблю тебя и желаю тебе добра и счастья! Я думал, мы подходим друг другу, а ты, оказывается, меня не хочешь? Тогда нет смысла просить, чтобы ты любила меня через силу, продолжай себе жить! Любовь заставляет меня по-другому смотреть на всё. Я не буду тебе мстить, не накажу, я люблю и тебя, и себя и смотрю вперед, потому что в противном случае застряну в этой истории.

Один человек расстался со своей девушкой и страдал из-за этого целый год. То есть вместо того, чтобы идти вперед и думать о другом, он застрял на этом. Ну, это уже не любовь. Ни к человеку, которого ты больше не уважаешь, – оставь его, пусть живет своей жизнью, если уж не хочет тебя. Разве насильно будешь мил? Ни к себе: люби и себя, то есть сам себе давай толчок, чтобы двигаться вперед.

Нельзя останавливаться на прошлом, утопать в нем и заболевать. Потому что это значит, что ты к чему-то прилип и не любишь другого, а нуждаешься в нем. Потому что, если бы любил… То есть девушка говорит тебе:

– У меня новое знакомство, начался новый этап в жизни. У меня уже что-то другое! – если ты любишь ее, то порадуйся, если можешь, или хотя бы уважь ее выбор, что она не захотела тебя, а хочет чего-то другого в жизни. То есть нельзя давить на человека во имя любви, которая оказывается в конечном счете уже не любовью, а твоей потребностью, зависимостью, привязанностью, болезнью.

  • Нельзя давить на человека во имя любви: тогда это не любовь, а зависимость – болезнь

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, – ты, однако же, не прощаешь. Научись двигаться вперед, во имя любви перестань колотить в эту дверь твоей жизни. Если видишь, что она не открывается, посмотри на соседнюю – она гораздо больше, и Бог готовит тебе что-то намного лучшее. Люби свое «я», подай ему надежду на то, что Бог тебя не оставил, а готовит тебе что-то очень хорошее в будущем. Просто ты к чему-то прилип и хочешь только того, что решил сам. А как же ты тогда извлечешь свой урок?..

Как и мы прощаем должников наших

Однажды я читал молитву «Отче наш». Надо было произнести ее 7–8 раз, но я произнес раз 20, идя по дороге, и веришь ли: до десятого раза не осознавал некоторых слов. Да будет воля Твоя. Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. То есть и мы тоже прощаем. «Но я ведь не прощаю», – сказал я себе. И тогда понял, какую же ложь я творю, когда молюсь. Как далеко, как глубоко я застрял на том, что говорю. Говорю одно, делаю другое. Не чувствую, чтобы я любил Бога как Отца, и не прощаю по любви, ничего подобного.

Что бы ни сказал тебе другой, он хочет найти любовь

Однажды проходила протестная демонстрация против одного богохульного фильма. Туда пришло множество людей, в том числе старец Паисий, чтобы своим присутствием показать, что он любит Христа и не поддерживает этого фильма. Были там и другие, их противники из противоположного лагеря, они кричали, идя, и размахивали руками. Вот один из них занес руку, делая угрожающее движение, а старец Паисий, который был уже в возрасте, схватил его за эту руку. Тот подумал, что старец его ударит, и стал вырываться, но старец взял и поцеловал ему руку. Тот оцепенел, увидев, что кто-то отвечает любовью на его агрессивность, на его свирепый взгляд, бунт, и душа его смягчилась. Старец сказал ему:

– Нет, дитя мое, я не ударю тебя, не бойся! Просто хочу сказать тебе, что Христос очень любит тебя и то, что ты сейчас делаешь, неправильно.Старец Паисий схватил занесенную для удара руку и… поцеловал!

Фото из интернета
Фото из интернета

Тот был в шоке, потому что думал, что, если будешь бить кулаком, другой ответит тебе тем же, и победит сильнейший.

Всё это – любовные послания, потому что, что бы ни сказал тебе другой, он хочет найти любовь. Когда хочешь сказать мне что-нибудь, на самом деле твоя проблема не в этом, ты просто хочешь посмотреть: «А он хоть любит меня, готов ли чуточку заняться мной, выслушает ли меня чуточку, оправдает ли чуточку, обратит ли на меня чуточку внимания?» В этом вся суть, здесь ведется вся игра нашей жизни: мы все ищем немного любви.

Когда человек поймет, что нужен другому не за то, какой он есть, а за то, что у него есть, он начинает испытывать к нему отвращение. Прекрасны люди, способные покорить других не своими деньгами, домами, богатством, а красотой своей души. И красота не означает обязательно безгрешность, но боевитость, искренность, неподдельность, человечность – реальную человечность, за которой сокрыта великая Божественность. То, что создал Бог, очень красиво и просто, а еще оно очень Божественно.

Чтобы приблизиться к любви – вот для чего мы живем

Это счастье, что мы – православные, но этого недостаточно. Недостаточно держать в руках православные четки, недостаточно ездить на Святую Гору Афонскую, недостаточно восхищаться нашей славной традицией, восхищаться учением святых отцов и в то же время не иметь любви. Как же все эти слова станут тогда делами? А ведь это и есть то, что с нас взыщется.

Бог для того и дает тебе нынешний день, даст и завтрашний, даст и еще несколько лет, чтобы мы приблизились к любви. Мы для того и живем, чтобы научиться любить, а когда научимся, тогда уже сможем отправиться туда, где увидим всё совершенно ясно, лицом к лицу. Будем же молиться, чтобы там мы все оказались в Божией любви, в Его объятиях и вечно радовались!

Архимандрит Андрей (Конанос)