Найти тему
Алиса

"К нам едет ревизор!": мой антипедагогический опыт

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Случилось мне в начале нулевых годов работать в частном ВУЗе на административной должности. Работа нравилась, всё получалось, и как ценному сотруднику мне дали ещё "часы" - лекции и экзамены по нескольким экономическим дисциплинам.

Форма обучения там заочная, сессии два раза в год. Студентов было не так много, в основном это были руководители, главные бухгалтера, кадровики со средним образованием или с высшим, но непрофильным. Взрослые, умные, знающие люди. Одно удовольствие было их учить.

На этом фоне выделялась одна группа первого курса, где было всего четыре человека - парень и три девушки, лет девятнадцати-двадцати. К ним я как-то особенно прониклась, и ребята тоже ко мне привязались, забегали пообщаться на разные темы, делились радостями и огорчениями, советовались. Самой бойкой из них была Верочка - девушка активная и весьма неглупая, но из очень простой и даже неблагополучной среды. В анамнезе у неё было училище, работала она продавцом. Алёша недавно вернулся из армии, хороший парень, но недалёкий и любитель выпить и погулять. Лейла - настоящая восточная красавица. Сразу после школы ей предстояло выйти замуж, ни о каком образовании для девушки в её ортодоксальной мусульманской семье речи не шло. Случилось так, что в выпускном классе девочка сильно простыла и угодила с воспалением в гинекологию. В больнице Лейла насмотрелась и наслушалась такого, что замужества стала бояться, как огня. И уговорила отца дать ей отсрочку от брака и заодно высшее образование. Отец пошёл навстречу, и Лейла стала студенткой. Она была очень уважительной, послушной и прилежной, но наука не лезла в прекрасную головку, видимо, гены "неучёных" женщин её рода сказались. И четвёртая студентка - Лидочка - была, как бы сейчас сказали, "особенной" и практически необучаемой. У Лидиной мамы был ещё один сын - инвалид первой группы по психическому заболеванию. В отличии от брата, Лида была небезнадёжна, и мать оплатила высшее образование для дочери, чтобы как-то её социализировать. Естественно, зная жизненные ситуации этих ребят, я делала им большие послабления в учёбе - ну не тянут они, при всём желании. Экзаменов они боялись, как огня, и я пообещала, что, если будут посещать все лекции и вести конспекты - поставлю "автоматом" удовлетворительные оценки.

...Ближе к экзаменам ко мне подошла одна из наших методистов с необычной просьбой. Её младший брат, имея высшее педагогическое образование, работал водителем. Устроившись в институт методистом, Роза Викторовна предложила и ему попытать счастья и отправить резюме на вакантную должность преподавателя. Резюме приняли благосклонно, собеседование тоже прошло удачно. Остаточные знания были хорошими, но педагогического опыта не было вовсе. И вот Роза Викторовна попросила, чтобы её брат - Роман Викторович - поприсутствовал у меня на экзамене, увидел процесс изнутри. Руководство дало добро, теперь слово было за мной. Не видя в этом никакого криминала, я говорю, что пусть, мол, приходит завтра в течение дня, у меня будут сдавать несколько групп второго высшего образования. На что Роза Викторовна отвечает, что Рома очень загружен и может прийти только послезавтра к 9.00. А у меня на это время стоит экзамен в "маленькой" группе! Которым я пообещала не прессовать и даром поставить трояки! Делать нечего, даю согласие. Ребятам на консультации объясняю, что у них на экзамене будет присутствовать некое лицо, назвала его проверяющим. Не будешь же рассказывать о личной просьбе методиста. Ребята кто в шоке, кто в истерике. И у меня глаз дёргается. Что я ему продемонстрирую? Но стараюсь не терять присутствия духа, и предлагаю такой выход: каждый из них выучит один билет. Билеты распределим заранее, как и дополнительные вопросы, которые я как бы неожиданно им задам. То есть каждому из них предстояло выучить по три вопроса. Конечно, они заявили, что не смогут, с их-то мозгами. Но я оптимистично заверяю, что всё у них получится. А нужные билеты я сама подсуну. Договорились, отрепетировали и попрощались до экзамена.

...На экзамен я пришла за полчаса до начала, чтобы всё подготовить. Волновалась, как будто сама сдаю))) А дети мои пришли ещё раньше, да в каком виде! Девочки - белый верх, чёрный низ. Мальчик в костюме (как он пояснил - с выпускного) и с галстуком в руках - завязывать не умеет. Повязала я ему галстук, поправила причёску Лиде и платок Лейле. Разложила билеты. Сидим как на иголках - ждём. 9-00 - Романа Викторовича нет. Я думаю: "Нам же лучше, не надо "мухлевать" с билетами". Раздала им "счастливые билетики", отправила готовиться. Романа нет. Говорю: "Не будем его ждать, начнём уже отвечать". Первой решили послушать Лиду, как самую слабую и напуганную. Ответила она хорошо, только очень боялась. Я ей ставлю "Отлично". "Проверяющего" нашего нет как нет. Пошёл сдавать Лёша - немного запутался в ответе, "хорошо" получил. Дальше - Лейла, а потом и наша "тяжёлая артиллерия" - умняша Вера. "Отлично" обеим поставила. Роман Викторович так и не пришёл. Как выяснилось позднее - тупо передумал делать карьеру препода. А предупредить сестру или меня не счёл нужным. А у экзаменатора-авантюристки, может быть, из-за него первый седой волос появился (в 25 лет!))) Про ребят вообще молчу - так переволновались.

Поздравила я их с успешной сдачей первого экзамена, пожелала удачи и попрощалась. А они не уходят. "Что же теперь делать? - спрашивают. - Оценки-то наши не настоящие?" И тут я делаю хорошую мину при плохой игре и толкаю пламенную речь. "Ну что вы, - говорю, - Конечно, настоящие. Может, немного авансом, но настоящие и заслуженные. Вы очень хорошо отвечали. Вы преодолели свой страх, свою неуверенность и лень. Вы попробовали выучить - и у вас получилось. Раньше вы учились на слабые "трояки", потому что в школе учителя в вас не верили, и вы сами в себя не верили. А я разглядела ваш потенциал. Вы умные ребята. Чуть больше уверенности, прилежания - и отличниками станете. Вы этого достойны". Показала им ведомость - что всё без обмана. И разошлись на этом.

И вот хотите верьте, хотите - нет, но пошла у них учёба в гору. И когда на следующем экзамене сердобольный преподаватель предложил им трояки "автоматом" - ребята сказали: "Какие ещё трояки? Мы претендуем на более высокий балл". И сдали на пятёрки и четвёрки. Так и пошло дальше. Вера вообще отличницей стала, трое других - хорошистами. Вот так моё антипедагогическое поведение принесло богатые плоды.