Предположим, что рядом с нами сидит китаец четырнадцатого века. Что он думает, глядя на зажигалку? Китаец думает, что там заключен дракон.
(с) Александр Невзоров
Я начну издалека и скажу, что пусть господин Невзоров и пытался использовать нерадивого китайца скорее для образа. Даже несмотря на то, что этот образ далеко не историчен, а вывод из подобного рассуждения точно так же ложен. Но разберемся с китайцем. Китаец XIV века живет при династии Юань до 1368 года и при династии Мин после 1368 года. В Китае на тот момент уже давно был изобретён порох, его уже посетил Марко Поло. Нелегкое бремя тогда было у китайцев.
«И что? – спросите вы, – ведь это не мешает китайцу думать, что в зажигалке дракон!»
Китайцу вообще ничего помешать не может. Он может быть дураком и согласиться с точкой зрения Невзорова, а может взять и разобраться в строении столь несложного механизма. Полагать, что будет думать китаец XIV века о зажигалке – задача нелегкая, но точно можно сказать, что дракона туда он мысленно не посадит. Почему?
Хотя бы потому что дракон символизирует одно из метафизических начал – Ян. В мифологии он, правда, ассоцируется с водой, а никак не с огнём. Те, кто хоть раз интересовался этой самой мифологией это и без того знают. Сажать дракона в зажигалку может только Невзоров. Потому как даже китаец вряд ли будет утверждать о зажигалке знание, которое бы только соответствовало его мировоззрению. Зато первый, не разобравшись в вопросе, будет вещать об образном китайце и религии. Хотя религия куда сложнее зажигалки.
Выходит такая несмешая штука – верования Китая не сажают дракона в зажигалку. На чём вообще основываются эти самые верования? Или как их назвал Александр «дикие объяснения». Это почти всегда – натурфилософия.
Что это такое? Люди всегда пытались как-то систематизировать свои знания об окружающем мире. И каждый человек пытался познать ещё и своё место в этом мире по отношению к другим людям, природе, высшим сидам, жизни, смерти, знанию и т.д. Именно из этой натурфилософии и появилась древняя китайская философия и прообраз естествознания, а также метафизика.
Дракон – символ метафизического начала Янь, из которого известно ещё из книги гаданий И-цзин времён Чжоу (1045 до н.э. – 221 до н.э.). Сажать символ метафизического в зажигалку китаец XIV века вряд ли будет. Даже если полагать, что он крайне необразован, то дракон, согласно мифам, штука большая и не даст себя туда запихнуть. Но так или иначе в Китае XIV века существовало много верований и философский концепций.
Допсутим, китаец XIV века – конфуцианец или даос, или буддист. Но это всё очень поверхностное разделение, потому что китаец может исповедовать все три религии одновременно. Несмотря на это, можно сказать, что весь мир для древнекитайской мысли состоит из элементов огня, земли, воды, дерева и железа. Все элементы состоят из первоэлементов Ци, а мир находится в постоянном упорядоченном движении. Да ещё и весь мир образует Инь-Янь, который образует Великий предел. Так что, вероятнее всего, китаец предположит, что в зажигалке есть элементы, вызывающие огонь. И в этом случае его «дикие объяснения» помогут ему понять механизм зажигалки.