Фарфор - благородный, прекрасный и капризный в обработке материал. Поэтому меня восхищают современные художники, которые ищут новые приемы выразительности и создают творения, достойные стоять в одном ряду с классическими образцами.
Голландская художница сейчас работает в собственной студии. Родилась она в 1963 году и прошла долгий путь, всю жизнь посвятив поискам новых художественных форм. Серия тарелок с изображениями животных - одно из самых известных творений Хеллы. Она изготовила их специально для выставки на Баварской фабрике.
Тончайшая проработка каждой детали тем более удивительна, что работа выполнена вручную.
Хелла Йонгериус обычно использует в своих работах стекло и керамику, дерево и растительные волокна, сочетая их с неопреном и полиуретаном. Но в серии тарелок мы не видим современных материалов. Только старый добрый фарфор.
Для меня эта коллекция стала открытием. Не то морские губки, не то кристаллы. Цвета нежные, приглушённые, естественные: белый, кремовый, серый, будто припорошённый пылью.
Фактура такова, что скульптура кажется невесомой, воздушной - но это фарфор.
Фрактал - самоподобные повторяющиеся структуры. В природе мы встречаем их на каждом шагу. Принцип фрактала и использует ирландская художница.
Она создает творения настолько натуральные, что они кажутся выросшими в живой природе. По моему мнению, такой эффект достигается из-за неравномерностей, небольших дефектов, совсем как у настоящих организмов - кораллов, растений, цветов.
Не всем такое украшение интерьера придется по вкусу. Слишком необычно: кот-осьминог, корова с огромным бантом. Софи вудроу из Бристоля лепит их вручную.
Мне больше всего понравился кот со скворечником и птичкой, трогательный и смешной.
Некоторые статуэтки слишком сюрреалистичны, чтобы вызвать улыбку. Они изображают ни людей, ни зверей, а странных существ, порожденных фантазией художницы.
На первый взгляд статуэтки самые обычные. Милые девушки, затянутые в корсеты, с красивыми прическами, в пышных платьях викторианской эпохи.
Но посмотрев внимательнее, видишь, что руки, декольте и спина фарфоровых красавиц сплошь покрыты татуировками. Это необычно, непривычно.
Можно по-разному воспринимать тату. Если как способ эпатажа - нет, красоты здесь мало.
Но мне кажется, таким необычным способом шотландская художница пыталась раскрыть внутренний мир девушек - через рисунок на коже показать, что скрывается в душе.
У одной - пышный розовый сад. У другой - паруса, корабли и дальние страны, у третьей - змеи и черепа.
Не каждый захочет украсить дом такой фарфоровой безделушкой. Я вот точно нет.
Необычные декоративные изделия из тончайшего костяного фарфора. Верхний слой тарелки как бы вскрыт и отогнут, открывая следующий.
Я замечаю, что верхний слой более бледный, часто однотонный, иногда покрытый трещинками-кракелюрами. А вот тот, что под ним - многоцветный, яркий, цельный.
Показать «то, что внутри», можно даже с помощью посуды.
Иногда в инсталляцию входят хирургические инструменты, создавая контраст материалов - хрупкого, нежного фарфора и холодного блестящего металла.
Природа штата Массачусетс вдохновляет художницу Дженнифер МакКруди на создание изящных ваз и декоративных композиций. Многие искусствоведы отмечают фантастические, внеземные формы творений Дженнифер. Я же узнаю в ее скульптурах мотивы тех растений и животных, которые живут рядом с нами.
Фарфор в ее изделиях бывает тонок, как лист бумаги. Резные вазы поражают ажурным рисунком. Не верится, что такое можно сделать, пользуясь обычным гончарным кругом.
Свои работы художница представляет на выставках, дарит музеям и продает. Джессика МакКруди - пожалуй, одна из самых знаменитых жительниц острова Мартас-Вилъярд.