Да, обязаны! - это краткий ответ на распространенный среди предпринимателей вопрос, выведенный в заголовок. А теперь по порядку.
***
Жила-была Конвенция ООН против коррупции 2003 г. (далее здесь для краткости пусть будет просто - Конвенция), о которой я, в общем-то, упоминал ранее, и, среди прочего, содержала она такую статью 12 "Частный сектор", относимую к одному из базовых международных источников антикоррупционного комплаенс в организациях, предусматривающую принятие ряда государственных мер, направленных на, цитата:
- предупреждение коррупции в частном секторе;
- усиление стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе;
- установление эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение таких мер.
В качестве отдельных конкретных мер, призванных обеспечить достижение таких целей, часть 2 указанной статьи предлагала следующее:
- содействие сотрудничеству между правоохранительными органами и соответствующими частными организациями;
- содействие разработке стандартов и процедур, предназначенных для обеспечения добросовестности в работе соответствующих частных организаций, включая кодексы поведения;
- содействие прозрачности в деятельности частных организаций, включая, в надлежащих случаях, меры по идентификации юридических и физических лиц, причастных к созданию корпоративных организаций и управлению ими;
- обеспечение того, чтобы частные организации, с учетом их структуры и размера, обладали достаточными механизмами внутреннего аудиторского контроля для оказания помощи в предупреждении и выявлении коррупционных деяний и чтобы счета и требуемые финансовые ведомости таких частных организаций подлежали применению надлежащих процедур аудита и сертификации.
Ну и ещё парочка мер, касающихся непосредственно осуществления государственных функций в рамках взаимодействия с частным сектором.
Одной из первых подписав Конвенцию 9 декабря 2003 г. на Политической конференции высокого уровня в Мериде, Мексика (да будет вам известно - теперь Международный день борьбы с коррупцией), Российская Федерация тем самым взяла на себя определённые международные обязательства по её выполнению, закрепив это обстоятельство после официального вступления Конвенции в силу Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции".
Во исполнение этих обязательств спустя 7 лет после ратификации Конвенции (в 2013 году) на свет и появилась статья 13.3 уже знакомого вам Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), частью 1 обязавшая организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции и породившая многочисленные дискуссии по порядку её применения, а также спорную судебную практику. Взглянем на неё поближе.
Встречайте - статья 13.3 "Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции" Федерального закона № 273-ФЗ, введённая как бы между прочим пунктом 8 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (казалось бы, причём тут предупреждение коррупции в организациях, учитывая, что про вносимые изменения в этой части в пояснительной записке к проекту указанного акта не было ни слова):
1. Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
2. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Вот так, ни много ни мало на отечественные организации повесили столько обязанностей!..Ах, ах!..
Об иных мероприятиях и инструментах, составляющих эффективную систему антикоррупционного комплаенс в организации, можете прочитать в моей заметке: Комплаенс - а что внутри?
О том, что вообще представляет из себя комплаенс - здесь: Комплаенс - "кто" это?!
Я был бы ни я, если не захотел бы повертеть эту статью с разных сторон и немного потолковать её, не обойдя стороной и проблематику, связанную с практической реализацией организациями соответствующих мер, что обязательно сделаю в одной из следующих заметок, но пока лишь отмечу самое важное.
1. предупреждение = профилактика
Согласно законодательному определению "противодействие коррупции", данному пунктом 2 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ, оно включает в себя деятельность соответствующих субъектов в пределах их полномочий по:
- предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
- выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
- минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Таким образом, налагая на организации обязанность принимать меры по предупреждению коррупции, законодатель относит такую деятельность лишь к первой ступени комплекса государственных мер по противодействию коррупции, имеющей профилактическое значение, со всеми вытекающими (ограниченные инициатива и свобода действий), что обусловлено, конечно же, отсутствием у организаций специальных полномочий.
В то же время, приоритетность мер именно по предупреждению коррупции идёт рефреном через всю Конвенцию, что, впрочем, вполне обосновано.
2. распространение на любые организации
Согласно положениям комментируемой статьи, а также руководствуясь наработанной судебной практикой, меры по предупреждению коррупции обязаны принимать все без исключения организации (коммерческие и некоммерческие, государственные компании (предприятия)), вне зависимости от размера (оборота, численности работников) и/или сферы деятельности.
Здесь обычно я привожу студентам на соответствующей лекции такой пример/ситуацию:
в следующий раз, когда пойдёте в парикмахерскую или супермаркет за углом, не забудьте поинтересоваться, определено ли в организации лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений? Что вам ответят на такой вопрос?;)
Вместе с тем, ввиду юридической неопределённости термина "организации", фигурирующего в рассматриваемой статье и активно используемого Конвенцией, товарищи "в погонах" (это я про прокуроров, если что) и представители научного сообщества, ассоциируя "организацию" с более понятным "юридическим лицом", разъясняют:
обязанность принимать меры по предупреждению коррупции в соответствии со статьёй 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ не распространяется на индивидуальных предпринимателей
что, конечно же, представляется достаточно странным, учитывая объём ресурсов и размеры бизнеса отдельных ИП, но об этом мы ещё поговорим.
3. свобода в выборе конкретных мер
Исходя из буквального толкования статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ следует, что законодатель установил диспозитивную норму в части применения организациями мер по предупреждению коррупции, предоставив им свободу в выборе тех или иных предусмотренных законом конкретных мер, как следует полагать, в зависимости от специфики деятельности и потребностей самой организации.
Однако необходимо учитывать, что такая позиция всё ещё не является однозначной.
4. методическое обеспечение
В целях оказания содействия "бедным" предпринимателям в реализации такого объёма обязанностей, на государственном уровне Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) и Генеральная прокуратура Российской Федерации (Генпрокуратура России) разрабатывают и периодически обновляют методические материалы по вопросам предупреждения коррупции в частном секторе (в том числе в рамках статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ), среди которых, в первую очередь, необходимо отметить:
материалы Минтруда России:
Материалы Генпрокуратуры России:
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ. Памятка для предпринимателей (2019).
Таким образом, можно констатировать, что статья 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ установила обязательные минимальные требования к системе антикоррупционного комплаенс в российских организациях, законодательно сформировав условия для его разработки и внедрения в деятельность всех без исключения организаций.
______________________________________________
А считаете ли Вы эффективными меры по предупреждению коррупции в организациях, закрепленные законом? Реализованы ли эти меры в Вашей организации? Если нет, почему?
Если понравился материал, можете почитать и другие мои заметки:
Комплаенс - а что внутри?
Как наказывают компании за коррупцию в разных странах
Фильм "Тёмные воды": к вопросу об уголовной ответственности компаний за коррупцию
"К" - значит "коррупция"
Такой разный комплаенс
"СПАРК 2020" или пару слов о проверках контрагентов
Комплаенс - "кто" это?!