Найти тему
Беседы о комплаенс

Обязаны ли российские организации принимать меры по предупреждению коррупции?

Оглавление
Источник оригинальных изображений: сервис Яндекс.Картинки, режим доступа: свободный
Источник оригинальных изображений: сервис Яндекс.Картинки, режим доступа: свободный

Да, обязаны! - это краткий ответ на распространенный среди предпринимателей вопрос, выведенный в заголовок. А теперь по порядку.

***

Жила-была Конвенция ООН против коррупции 2003 г. (далее здесь для краткости пусть будет просто - Конвенция), о которой я, в общем-то, упоминал ранее, и, среди прочего, содержала она такую статью 12 "Частный сектор", относимую к одному из базовых международных источников антикоррупционного комплаенс в организациях, предусматривающую принятие ряда государственных мер, направленных на, цитата:

- предупреждение коррупции в частном секторе;
- усиление стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе;
- установление эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение таких мер.
Направления мер по противодействию коррупции в частном секторе (часть 1 статьи 12 Конвенции ООН против коррупции (2003 г.)). Источник: составлено автором. Источник отдельных изображений: сервис Яндекс.Картинки, режим доступа: свободный
Направления мер по противодействию коррупции в частном секторе (часть 1 статьи 12 Конвенции ООН против коррупции (2003 г.)). Источник: составлено автором. Источник отдельных изображений: сервис Яндекс.Картинки, режим доступа: свободный

В качестве отдельных конкретных мер, призванных обеспечить достижение таких целей, часть 2 указанной статьи предлагала следующее:

  • содействие сотрудничеству между правоохранительными органами и соответствующими частными организациями;
  • содействие разработке стандартов и процедур, предназначенных для обеспечения добросовестности в работе соответствующих частных организаций, включая кодексы поведения;
  • содействие прозрачности в деятельности частных организаций, включая, в надлежащих случаях, меры по идентификации юридических и физических лиц, причастных к созданию корпоративных организаций и управлению ими;
  • обеспечение того, чтобы частные организации, с учетом их структуры и размера, обладали достаточными механизмами внутреннего аудиторского контроля для оказания помощи в предупреждении и выявлении коррупционных деяний и чтобы счета и требуемые финансовые ведомости таких частных организаций подлежали применению надлежащих процедур аудита и сертификации.

Ну и ещё парочка мер, касающихся непосредственно осуществления государственных функций в рамках взаимодействия с частным сектором.

Отдельные меры по противодействию коррупции в частном секторе (часть 2 статьи 12 Конвенции ООН против коррупции (2003 г.)). Источник: составлено автором. Источник отдельных изображений: сервис Яндекс.Картинки, режим доступа: свободный
Отдельные меры по противодействию коррупции в частном секторе (часть 2 статьи 12 Конвенции ООН против коррупции (2003 г.)). Источник: составлено автором. Источник отдельных изображений: сервис Яндекс.Картинки, режим доступа: свободный

Одной из первых подписав Конвенцию 9 декабря 2003 г. на Политической конференции высокого уровня в Мериде, Мексика (да будет вам известно - теперь Международный день борьбы с коррупцией), Российская Федерация тем самым взяла на себя определённые международные обязательства по её выполнению, закрепив это обстоятельство после официального вступления Конвенции в силу Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции".

Во исполнение этих обязательств спустя 7 лет после ратификации Конвенции (в 2013 году) на свет и появилась статья 13.3 уже знакомого вам Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), частью 1 обязавшая организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции и породившая многочисленные дискуссии по порядку её применения, а также спорную судебную практику. Взглянем на неё поближе.

Встречайте - статья 13.3 "Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции" Федерального закона № 273-ФЗ, введённая как бы между прочим пунктом 8 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (казалось бы, причём тут предупреждение коррупции в организациях, учитывая, что про вносимые изменения в этой части в пояснительной записке к проекту указанного акта не было ни слова):

1. Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
2. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Обязательные меры по предупреждению коррупции в организациях (статья 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Источник: составлено автором. Источник отдельных изображений: сервис Яндекс.Картинки, режим доступа: свободный
Обязательные меры по предупреждению коррупции в организациях (статья 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Источник: составлено автором. Источник отдельных изображений: сервис Яндекс.Картинки, режим доступа: свободный

Вот так, ни много ни мало на отечественные организации повесили столько обязанностей!..Ах, ах!..

Об иных мероприятиях и инструментах, составляющих эффективную систему антикоррупционного комплаенс в организации, можете прочитать в моей заметке: Комплаенс - а что внутри?
О том, что вообще представляет из себя комплаенс - здесь: Комплаенс - "кто" это?!

Я был бы ни я, если не захотел бы повертеть эту статью с разных сторон и немного потолковать её, не обойдя стороной и проблематику, связанную с практической реализацией организациями соответствующих мер, что обязательно сделаю в одной из следующих заметок, но пока лишь отмечу самое важное.

1. предупреждение = профилактика

Согласно законодательному определению "противодействие коррупции", данному пунктом 2 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ, оно включает в себя деятельность соответствующих субъектов в пределах их полномочий по:

- предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
- выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
- минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Содержание понятия "противодействие коррупции" (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Источник: составлено автором. Источник отдельных изображений: сервис Яндекс.Картинки, режим доступа: свободный
Содержание понятия "противодействие коррупции" (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Источник: составлено автором. Источник отдельных изображений: сервис Яндекс.Картинки, режим доступа: свободный

Таким образом, налагая на организации обязанность принимать меры по предупреждению коррупции, законодатель относит такую деятельность лишь к первой ступени комплекса государственных мер по противодействию коррупции, имеющей профилактическое значение, со всеми вытекающими (ограниченные инициатива и свобода действий), что обусловлено, конечно же, отсутствием у организаций специальных полномочий.

В то же время, приоритетность мер именно по предупреждению коррупции идёт рефреном через всю Конвенцию, что, впрочем, вполне обосновано.

2. распространение на любые организации

Согласно положениям комментируемой статьи, а также руководствуясь наработанной судебной практикой, меры по предупреждению коррупции обязаны принимать все без исключения организации (коммерческие и некоммерческие, государственные компании (предприятия)), вне зависимости от размера (оборота, численности работников) и/или сферы деятельности.

Во всех организациях, вне зависимости от сферы деятельности, должны приниматься меры по предупреждению коррупции. Источник изображения: сервис Яндекс.Картинки, режим доступа: свободный
Во всех организациях, вне зависимости от сферы деятельности, должны приниматься меры по предупреждению коррупции. Источник изображения: сервис Яндекс.Картинки, режим доступа: свободный

Здесь обычно я привожу студентам на соответствующей лекции такой пример/ситуацию:

в следующий раз, когда пойдёте в парикмахерскую или супермаркет за углом, не забудьте поинтересоваться, определено ли в организации лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений? Что вам ответят на такой вопрос?;)

Вместе с тем, ввиду юридической неопределённости термина "организации", фигурирующего в рассматриваемой статье и активно используемого Конвенцией, товарищи "в погонах" (это я про прокуроров, если что) и представители научного сообщества, ассоциируя "организацию" с более понятным "юридическим лицом", разъясняют:

обязанность принимать меры по предупреждению коррупции в соответствии со статьёй 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ не распространяется на индивидуальных предпринимателей

что, конечно же, представляется достаточно странным, учитывая объём ресурсов и размеры бизнеса отдельных ИП, но об этом мы ещё поговорим.

3. свобода в выборе конкретных мер

Исходя из буквального толкования статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ следует, что законодатель установил диспозитивную норму в части применения организациями мер по предупреждению коррупции, предоставив им свободу в выборе тех или иных предусмотренных законом конкретных мер, как следует полагать, в зависимости от специфики деятельности и потребностей самой организации.

Однако необходимо учитывать, что такая позиция всё ещё не является однозначной.

4. методическое обеспечение

В целях оказания содействия "бедным" предпринимателям в реализации такого объёма обязанностей, на государственном уровне Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) и Генеральная прокуратура Российской Федерации (Генпрокуратура России) разрабатывают и периодически обновляют методические материалы по вопросам предупреждения коррупции в частном секторе (в том числе в рамках статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ), среди которых, в первую очередь, необходимо отметить:

материалы Минтруда России:

Комплект методических материалов Минтруда России по вопросам предупреждения коррупции в организациях. Источник: составлено автором. Источник отдельных изображений: сервис Яндекс.Картинки, режим доступа: свободный
Комплект методических материалов Минтруда России по вопросам предупреждения коррупции в организациях. Источник: составлено автором. Источник отдельных изображений: сервис Яндекс.Картинки, режим доступа: свободный

Материалы Генпрокуратуры России:

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ. Памятка для предпринимателей (2019).

Таким образом, можно констатировать, что статья 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ установила обязательные минимальные требования к системе антикоррупционного комплаенс в российских организациях, законодательно сформировав условия для его разработки и внедрения в деятельность всех без исключения организаций.

______________________________________________

А считаете ли Вы эффективными меры по предупреждению коррупции в организациях, закрепленные законом? Реализованы ли эти меры в Вашей организации? Если нет, почему?

Если понравился материал, можете почитать и другие мои заметки:

Комплаенс - а что внутри?
Как наказывают компании за коррупцию в разных странах
Фильм "Тёмные воды": к вопросу об уголовной ответственности компаний за коррупцию
"К" - значит "коррупция"
Такой разный комплаенс
"СПАРК 2020" или пару слов о проверках контрагентов
Комплаенс - "кто" это?!
-8